Адвентисты седьмого дна

Рейтинг российских фармдистрибьюторов по итогам I—III кварталов 2019 года

26.11.2019
В текущем году российский фармрынок развивается крайне неравномерно. Отличаются и динамика основных сегментов рынка, и темпы роста конкретных товарных категорий. Учитывая довольно выраженную специализацию оптовиков, их самочувствие тоже довольно неоднородно. И если отдельные представители госсегмента занимаются, скорее, «снятием сливок», то дистрибьюторы, ориентированные на розницу, хоть и не бедствуют, но предпочитают быть готовыми к негативному сценарию развития отрасли.

Перекосы в развитии рынка

По итогам I—III кварталов 2019 года российский фармрынок вернулся к двузначным темпам роста (+10,6% в руб.), а в абсолютном выражении объем за январь—сентябрь превысил суммарную емкость рынка за весь докризисный 2014 год. Увы, но это лишь внешнее благополучие, которое скрывает целый ряд системных перекосов в развитии отечественного фармрынка. За счет активных финансовых вливаний в госсектор (а это и расширение программы ВЗН с 7 до 12 нозологий, и формальный старт нового национального проекта «Здравоохранение») средняя динамика за период здесь достигла внушительных 28%. И это при том, что темпы роста российской фармрозницы, на которую до сих пор приходится две трети общего объема рынка, составляли скромные 3,7%. В общем-то даже это можно было бы считать неплохим результатом, если бы инфляция на ЛП не составляла с начала года величину 6,2%.

Простое сопоставление этих цифр показывает, что рынок развивается только за счет роста цен, натуральный спрос деградирует, но иного и быть не может в условиях стагнации доходов населения, которые, по данным «Росстата», с начала года выросли всего на 0,2%. Низкие доходы населения, повышение НДС, а значит, и общий рост расходов граждан, естественно, не могли не отразиться на особенностях потребления. Здесь мы имеем экономию во всех ее проявлениях в отношении: покупки «экономичных» упаковок, импортозамещения и даже отказа от покупки тех или иных ЛП. В итоге перекосы развития рынка касаются не только рыночных сегментов, но и товарных категорий. В частности, при сохранении достаточно стабильного спроса на Rx-препараты ОТС-категория стремительно деградирует. Причем касается это не только безрецептурных ЛП, речь идет и о парафармацевтике в самом широком смысле этого слова. И здесь на волне тенденции экономии потребитель еще и начал «голосовать ногами» — попросту уходить из аптечного сегмента в традиционные магазины и, разумеется, в интернет.

Весьма яркой иллюстрацией может служить намерение американской iHerb открыть офис в России. Несмотря на «родо­словную»,...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.