Новые правила торговли и возврат лекарств
Нет, медицинские изделия и лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат возврату. То, что в новых правилах продажи отдельных видов товаров отсутствует слово «возврат», не означает, что с 1 января 2021 года разрешен возврат медизделий и лекарственных препаратов.
Юридическая тонкость
Отсутствие в новых правилах слова «возврат» обусловлено исключительно необходимостью соблюдения правил юридической техники.
Если товары не подлежат обмену, то они не могут подлежать и возврату.
В ст. 502 Гражданского кодекса РФ и в ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» указано, что потребитель вправе обменять товар надлежащего качества на аналогичный товар, если обмениваемый товар «не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации». Только если у продавца нет аналогичного товара для обмена, у покупателя возникает право отказаться от заключенного договора купли-продажи надлежащего товара, вернуть товар продавцу и потребовать возврата уплаченной суммы.
Таким образом, на уровне Гражданского кодекса РФ и закона всегда существовало правило о том, что вернуть товар можно только в ситуации невозможности его обмена на аналогичный. В отсутствие права на обмен нет и права на возврат.
Запрет на обмен и возврат
В правилах всегда существовал запрет на обмен (и, как следствие, возврат) лекарственных препаратов. И это абсолютно логично. Во-первых, сама специфика таких товаров, как лекарственный препарат и медицинское изделие, не сочетается с установленными в законе основаниями для обмена.
Обращаю ваше внимание на то обстоятельство, что речь идет исключительно о лекарственных препаратах и медицинских изделиях надлежащего качества. Если же в аптеке потребитель приобрел лекарственный препарат или медицинское изделие ненадлежащего качества (например, потребителю не предоставили всю существенную информацию о товаре, ввели в заблуждение относительно его свойств, противопоказаний, условий хранения, продали товар с истекшим сроком годности), то конечно же у покупателя есть право потребовать обмен или возврат такого изделия/препарата. Вопрос останется только в том, как потребителю доказать факт введения в заблуждение или ненадлежащего фармацевтического консультирования.
Трудно представить качественный лекарственный препарат или медицинское изделие, которые «не подошли потребителю по форме, фасону, расцветке, размеру, комплектации». У данных товаров даже нет таких характеристик.
Во-вторых, если предоставить потребителю право на обмен лекарственных препаратов и медизделий надлежащего качества, то аптеки окажутся в убытке: в отличие от одежды или иного непродовольственного товара, аптека не имеет права вернуть на прилавок медицинское изделие или лекарственный препарат, которые ему возвратил потребитель. Существует прямой запрет на подобные действия.
Ольга КАРПОВА, партнер Адвокатского бюро «Ольга Ренова и партнеры».
Нет комментариев
Комментариев: 1