Лилия Титова: «Фарме нужны специализированные образовательные центры практической подготовки»

30.10.2023
13:08
Для обеспечения опережающего развития фарминдустрии необходима системная трансформация отраслевого образования. Об этом в своей авторской колонке заявила исполнительный директор СПФО Лилия Титова.
Лилия Титова, исполнительный директор СПФО | Фото: Евразийская Академия надлежащих практик

Кадровый потенциал

«Союз профессиональных фармацевтических организаций объединяет более 30 компаний, поэтому глубоко погружен в проблему обеспечения фармацевтической отрасли кадрами. Все участники рынка в той или иной степени сталкиваются с дефицитом квалифицированного персонала при открытии новых высокотехнологичных цехов и заводов, а также общим старением коллективов в связи с уходом наиболее опытных специалистов на пенсию.

Конкуренция за кадры в фармотрасли крайне высока. При этом одним только привлечением молодого поколения проблема не решается. Еще более актуальный вопрос заключается в том, каким уровнем знаний и навыков обладают выпускники отраслевых вузов. На самом деле уровень фармпроизводства и применяемых технологий ушел далеко вперед по сравнению с образовательным контентом. И на сегодняшний день мы вынуждены констатировать отставание образования от потребностей фармпромышленности.

У работодателей есть определенный перечень требований к кандидатам. Дипломированный специалист, помимо общетеоретической подготовки, должен обладать знаниями современного оборудования, профессиональными компетенциями в сфере новых технологий разработки и производства лекарственных средств, системы контроля качества, а также способностями развивать науку. По сути, это обязательные условия реализации Стратегии развития фармацевтической промышленности до 2030 года («Фарма-2030»). На государственном уровне ставятся задачи увеличения доли отечественных препаратов полного цикла на рынке России почти до 70% и удвоения объема производства лекарств в денежном выражении. Их решение напрямую зависит от кадрового потенциала.

В фармпромышленность приходят выпускники фармацевтических, химических и биотехнологических вузов с сильной научной базой. Но по факту, в частности программы фармацевтического факультета, в большей степени ориентированы на работу в аптеках и на складах, а не на производстве. Освоение курса по заводской технологии без производственной практики делает выпускников неинтересными для будущих работодателей. Все мы хорошо понимаем, что невозможно подготовить специалиста для фармотрасли по плакатам, рисункам и опыту работы на простейшем оборудовании в лабораторных условиях. Существующие программы по заводской технологии нуждаются в корректировке с учетом оснащения современных фармпредприятий передовым оборудованием.

Системный подход

Среди новых подходов можно отметить более активное привлечение фармкомпаний к учебному процессу и организации производственной практики, как это происходит, например, на фармацевтическом факультете Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета. Один из наиболее успешных примеров взаимодействия бизнеса и учебных учреждений — Ярославский фармкластер, где с нуля смогли наладить подготовку кадров на уровне высшего и среднего образования, ориентируясь на потребности фарминдустрии.

Также хочется отметить огромную пользу международной студенческой олимпиады «GxP-Фест», которую проводит Евразийская Академия надлежащих практик. Она не только позволяет проверить свои знания, продемонстрировать навыки научной деятельности и нестандартное мышление, но и глубже познакомиться с разными направлениями фарминдустрии, выбрать траекторию своей будущей карьеры и заранее получить определенные ориентиры по компетенциям, которые нужно приобрести к окончанию вуза. В фестивалях принимают участие представители десятков вузов со всей страны, при этом стабильно самые высокие результаты неслучайно показывают студенты из Ярославля и Санкт-Петербурга.

Одно из предложений со стороны СПФО — закрепить за профильными вузами кураторство конкретных фармацевтических заводов. По понятным причинам всем удобнее работать с Москвой и Санкт-Петербургом, но наибольшие проблемы с кадрами испытывают предприятия, которые расположены или еще только строятся вдали от мегаполисов. Желательно не просто закрепить, а на уровне Минпромторга, Минобрнауки и Минздрава периодически проводить мероприятия по обмену опытом, что повысит статус такого кураторства и будет способствовать отработке технологии подготовки кадров и ее масштабированию.

Если говорить о системном подходе, то на базе вуза невозможно да и нецелесообразно открывать мини-завод или даже мини-цех для практических занятий. Наступило время создания специализированных центров, которые могли бы давать именно те знания и навыки, с которыми выпускник будет востребован в фармпромышленности. Начать можно с открытия одного центра и со временем сформировать целую сеть. К преимуществам подобных центров относятся оснащение технологическим оборудованием, наличие симуляционных программ, возможность организации стажировок, привлечение в качестве преподавателей практикующих специалистов и инспекторов с опытом проверки производств на соответствие требованиям GMP. Проходить обучение в специализированных отраслевых центрах могли бы не только студенты, нацеленные на работу в фармпромышленности, но и те, кто в принципе подходит по складу ума и уровню общей подготовки. В общих интересах всех участников рынка поддержать эту инициативу».

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.