Первые шаги по преодолению кризиса. Рейтинг российских фармпроизводителей, 1-е полугодие 2009 года

25.08.2009
00:00
На протяжении последнего года активно обсуждается тема мирового финансового кризиса, его влияния на различные отрасли и сферы жизни. Фармацевтическая промышленность не является исключением и также ощущает влияние кризиса мировой финансовой системы. В частности, в России по итогам 1-го полугодия 2009 г. наблюдается снижение объемов фармпроизводства в стоимостном выражении на 20% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (объем производства за 1-е полугодие с.г. составил 1177 млн долл. США). При этом, по данным мониторинга розничных продаж, объем продаж локальных препаратов снижается более медленными темпами: в стоимостном выражении — на 12%, в натуральном — на 0,35%.

Производители фармпродукции, невзирая на кризисные сложности, нацелены на сохранение и укрепление рыночных позиций; в результате их усилий замедлились темпы снижения объемов производства, наблюдаемого с сентября 2008 г. Положительный тренд в отечественном фармпроизводстве прослеживается с марта с.г. Таким образом, первые шаги по стабилизации фармрынка уже сделаны.

Совокупность проблем

Одной из основных причин снижения объемов производства ЛС в начале года явилось изменение курсов валют, которое привело к повышению стоимости импортируемого сырья для производства готовых лекарственных форм. Кризисная ситуация на рынке также усложнила сбыт продукции, особенно в регионах, т.к. в условиях резкого роста цен и роста безработицы многие потребители стремятся сократить расходы и чаще отдают предпочтение недорогим препаратам, что негативно сказывается на объемах продаж и эффективности деятельности производителей.

В настоящее время около половины препаратов в аптеках — импортные, на их долю приходится три четверти продаваемых ЛС; более 80% отечественных лекарств производятся из импортного сырья. Из-за высокого уровня импортозависимости фармотрасль остро ощутила последствия девальвации рубля 2008 г. Государство со своей стороны предпринимало меры по увеличению присутствия на рынке России локальных производителей, однако столь масштабные изменения носят долгосрочный характер и к началу кризиса в большинстве своем не были реализованы. Такое положение дел свидетельствует о том, что кризис настиг отечественную фармотрасль отнюдь не в самое простое время. Однако изменение потребительских предпочтений (потребители в большем объеме стали покупать менее дорогостоящую отечественную продукцию) и активная позиция россий­ских производителей (например, компаний «Фармакор», «Сотекс» и «Верофарм», показавших высокие темпы роста объемов производства по отношению к 1-му полугодию 2008 г.: 389, 56 и 39% соответственно) позволили увеличить долю препаратов локального производства, которая имела тенденцию к снижению на протяжении нескольких последних лет, а по итогам 1-го полугодия 2009 г. показала рост.

В текущих условиях локальные производители получили еще один шанс укрепить позиции и расширить влияние на рынке страны за счет недорогой продукции, приобретающей все большую популярность среди потребителей. Подтверждением тому служит запуск остановленного в январе с.г. производства на «Красфарме», основу ассортимента которого составляют недорогие антибиотики, инфузионные растворы, кровезаменители (такие как натрия хлорид, глюкоза и др.). Причиной возобновления работы одного из конвейеров стал госзаказ на недорогую и актуальную для современного потребителя продукцию, повышение интереса к которой объясняется изменением потребительских предпочтений. Доказательством того, что потребители стали активнее приобретать локальные ЛС, служит и тот факт, что при рассмотрении помесячной динамики начиная с февраля 2009 г. наблюдается сокращение разницы между объемами локального производства текущего и предыдущего годов. 

Несмотря на очевидные положительные перемены, положение российских производ­ственных фармкомпаний отягощено тем, что по-прежнему остаются актуальными отсутствие мощностей, оборудованных в соответствии со стандартами GMP, устаревший ассортиментный портфель, низкоэффективная система продвижения и сбыта. Кризис еще больше усугубил состояние отрасли и обострил необходимость изменений не только в деятельности компаний, но и в целом в работе фармотрасли, в частности различных ассоциаций и госструктур.

В недавно опубликованном Минпромторгом обновленном проекте Стратегии развития фармацевтической отрасли России до 2020 г. предложен ряд мер, направленных на стимулирование отечественных компаний. Одна из них — повышение ввозных пошлин на иностранные дженерики, если локальные производители смогут обеспечить потребности рынка отечественными аналогами. 

В краткосрочном периоде государство принимает меры по контролю цен, сдерживанию их необоснованного роста, а также управлению ассортиментом (сохранение дешевых препаратов на аптечных полках). Приказ Минздравсоцразвития России «Об организации и осуществлении мониторинга цен и ассортимента лекарственных средств в стационарных лечебно-профилактических и аптечных учреждениях (организациях) РФ» в случае роста цен на лекарственные препараты обязывает субъект РФ аргументировать его. Есть вероятность того, что, облегчив жизнь покупателям (оградив их от непредсказуемого роста цен), государство переложит груз проблем на дистрибьюторов. Увеличение накладных расходов, в частности транспортных, будет сложнее компенсировать за счет увеличения отпускных цен. Это может спровоцировать уход ряда дистрибьюторских компаний с рынка. С другой стороны, мониторинг цен, направленный на их стабилизацию, может инициировать процесс оптимизации взаимоотношений с поставщиками фарм­продукции; это, возможно, позволит сократить число звеньев в товаропроводящей цепочке и наладить прямые контакты с производителями, что особенно актуально для крупных аптечных сетей. В свою очередь, производители также заинтересованы в снижении цен на продукцию и в оптимизации отношений с розничным звеном, в т.ч. посредством изменения системы дистрибуции. 

В отношении списка препаратов ЖНВЛС государство также принимает меры по регулированию цен. 8 августа 2009 г. подписано постановление № 654, согласно которому цены должны быть зафиксированы (в рублях), исходя из отпускной цены производителя. В то же время нестабильные курсы основных валют и зависимость от импорта субстанций могут привести к изменению себестоимости и росту отпускных цен локальных фармпроизводителей. Фармацевтические компании, стремясь обезопасить себя от столь очевидных рисков, могут изначально зафиксировать несколько завышенные цены, что вызовет искусственный рост цен. Снижение торговых надбавок может повлечь за собой сокращение доли дешевой продукции и ее последующее «вымывание» из аптечного ассортимента. Это может привести к появлению новых типов участников рынка (дистрибьюторов и аптечных сетей), например социальных дискаунтеров или государственно-частных партнерств. Для стимулирования работы с перечнем ЖНВЛС было бы полезно поощрять задействованные в работе с ними предприятия и компании, например, предоставляя им налоговые льготы или оказывая помощь в кредитовании.

Индивидуальность решений

В сложившейся ситуации у фармпроизводителей есть несколько вариантов действий. Один из таковых — развитие собственного производства не только готовых лекарст­венных форм, но и сырья, однако   для реализации этих направлений необходимо финансирование научных разработок, исследований, значительные инвестиции в модернизацию производственного оборудования. При таком сценарии развития производитель снижает свою зависимость от импортируемых субстанций, что является бесспорным плюсом, учитывая риск осенней девальвации российского рубля; при этом он сталкивается с необходимостью закупки оборудования (включая расходы на его обслуживание) и создания дополнительных рабочих мест. Возникает также потребность в организации производства таким образом, чтобы производимая субстанция была конкурентоспособной, в изучении новой конкурентной среды, разработке маркетинговой стратегии реализации субстанций и произведенных из них лекарств, финансировании рекламных затрат для вывода новой продукции на рынок. Кроме того, для новых российских субстанций существует еще одна проблема: производитель может производить ЛС только из субстанции, указанной при регистрации. Поэтому перейти на новую субстанцию можно только после внесения соответствующих изменений в регистрационные документы, что непросто.


Тем не менее компания «Биокад» с целью снижения затрат на покупку зарубежных субстанций для некоторых видов ЛС в конце июня с.г. получила две новые лицензии на производство лекарственных субстанций. Безусловно, в условиях кризиса такое событие становится еще более значимым для производителя, особенно с учетом того, что не каждое россий­ское предприятие может инвестировать сред­ства в собственное развитие. Здесь производственным компаниям также могло бы быть интересно сотрудничество с государством — государственно-частное партнерство (ГЧП), зарекомендовавшее себя во многих странах.

ГЧП предполагает долевое финансирование; таким образом, производители могли бы получить финансовую поддержку со стороны государства для развития и осуществления инвестиционных проектов и программ; это особенно актуально в нынешних условиях, когда получение заемных средств существенно затруднено. Для слаженной работы такой системы требуется четкая организация всех составляющих деятельности, а также доработка законодательной базы, которая в настоящее время не соответствует современным требованиям научно-производст­венных и инновационных организаций. Сотрудничество такого вида, вероятнее всего, следует ожидать с крупнейшими компаниями, имеющими в своей структуре научное подразделение, исследовательские центры и производственные линии.

Не теряет актуальности и взаимодействие компаний с целью заключения сделок M&A. В настоящее время планируется слияние компаний «Мосхимфармпрепараты им. Н.А. Семашко» и «Биннофарм». В случае, если сделка состоится, производство будет перенесено на производственные площади компании «Биннофарм». Благодаря такой сделке крупная компания за счет расширения зоны влиятельности может увеличить присутствие на рынке. 

Еще одним из возможных вариантов для решения производственных проблем компаний в современных условиях может стать контрактное производство. Зачастую российские производства загружены не на полную мощность, что увеличивает издерж­ки. Преодолению этой проблемы может помочь производство препаратов по контракту. Помимо этого размещение заказов на контрактное производство выгодно как для отечественных, так и для зарубежных компаний. Иностранные компании-заказчики, также вынужденные в период кризиса сокращать издержки, таким образом получат возможность дальнейшего развития своих продаж на фармрынке России и в то же время (в отличие от импорта готовых препаратов) смогут сэкономить на транспортных и таможенных расходах, сохранив при этом конкурентный уровень цен.

В России более 80 российских производственных компаний в настоящее время обеспечивают заказы по производству ЛС на контрактных условиях для отечественных и зарубежных компаний. К числу производителей, выполняющих заказы иностранных компаний, можно отнести компании «Вектор», «Сотекс», «БИОТЭК», «Акрихин», «Канонфарма» и др. Производство под заказы отечественных компаний осуществляют «Лекко», «Эллара МЦ», «Мир-Фарм» и др. Препараты, произведенные российскими компаниями по контракту, в стоимостном выражении занимают десятую часть рынка локальных ЛС (в 2008 г. — 9%); при этом общий объем продаж препаратов, произведенных российскими компаниями «по контракту» и реализованных в 2008 г., составил 233 млн долл. США, или 65 млн упаковок, из которых 78 и 75% продукции соответственно было произведено по заказу отечественных компаний.

При контрактном производстве положительным для локальных производителей является то, что размещающая заказ компания сможет концентрировать усилия на основном виде деятельности (например, на разработке новых активных соединений, фармсубстанций или стратегии продвижения), что немаловажно, т.к. для многих компаний проблематично изыскать средства для организации полного цикла создания препарата — от разработки и проведения исследований до выпуска и выведения на рынок.

Кроме того, российский производитель, работающий на контрактной основе, освобождается от необходимости поиска рынков сбыта продукции, т.к. в большинстве случаев эту роль берет на себя компания-заказчик.

Каждая компания может найти для себя наиболее приемлемый путь выхода из сложной ситуации, объективно оценив собственные возможности и приложив необходимые усилия для своевременного развития сильных сторон своей деятельности. Подводя итоги, стоит отметить, что государство и участники фармотрасли осознают важность и социальную значимость этой сферы. Первое ведет активные обсуждения законодательных аспектов и доработки проектов развития отраслевых субъектов для обеспечения более продуктивной деятельности предприятий. Со стороны участников фармрынка наблюдается стремление использовать сложившуюся ситуацию с целью оптимизации деятельности и заложения прочного фундамента на будущее.

Ирина Катасонова, менеджер отдела исследования инфраструктуры рынка ЦМИ «Фармэксперт»

Полный текст рейтинга читайте в ФВ №26 (558) от 25.08.2009 года.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.