Несладкие будни с неопределенным будущим. Совокупный рейтинг российских фармдистрибьюторов, 1-е полугодие 2009 года
Новые условия дополняются ухудшением общих показателей деятельности, связанным в т.ч. с традиционным окончанием сезона на фармрынке, а также кризисным влиянием на отрасль. Объемы валовых и прямых продаж в секторе дистрибьюторов продолжили падение во всех валютах, однако в рублевом эквиваленте сохранился положительный прирост (рис. 1).
В сравнении с I кварталом с.г. во II квартале ситуация несколько усугубилась, но, учитывая активность проявившегося «пласта развивающихся дистрибьюторов», а также ожидаемый рост, связанный с началом осеннего сезона, о наметившемся отрицательном тренде говорить рано (рис. 2—3).
Несмотря на то что текущий тренд подтверждает и информация о внешнеэкономической деятельности дистрибьюторов, по итогам года ситуация в сегменте еще может стабилизироваться (табл. 1). По итогам квартального рейтинга за 2009 г. лишь немногие дистрибьюторы не прирастили прямые закупки препаратов из-за рубежа (что можно было связать с наличием остатков по выполненным по окончании года контрактам), однако по итогам 1-го полугодия отрицательный прирост объемов внешнеэкономических операций стал выраженной тенденцией. Тем не менее такие изменения могут свидетельствовать также о переходе ряда иностранных производителей на выполнение контрактов через ЗАО.
Поскольку в целом в секторе дистрибуции наблюдается существенное снижение объемов продаж и у отдельных игроков падение было достаточно глубоким, для некоторых дистрибьюторов остались характерными довольно высокие темпы роста.
Несмотря на наиболее высокие темпы роста у дистрибьюторов, специализирующихся на дорогостоящем ассортименте (онкологические, гематологические и прочие ЛС), таких как «Р-Фарм», «Евросервис», «Фармстор», «Интермедсервис», ряд межрегиональных игроков также демонстрирует положительную динамику развития. В частности, компания «Пульс», планомерно увеличивающая свои продажи в регионах и усиливающая влияние на региональных рынках, сохраняет устойчивый рост, несмотря на кризис. Компании «Профит-Мед» и «Фармкомплект» также демонстрируют высокие темпы развития благодаря успешной адаптации к новым условиям ведения бизнеса.
Совокупный рейтинг (табл. 3) отражает распределение дистрибьюторов по категориям («Национальные», «Межрегиональные» и «Региональные») и подкатегориям; он сформирован в соответствии с пороговыми показателями (табл. 2), а также основан на сопоставлении с аналогичным периодом предыдущего года показателей объемов валовых и прямых продаж, числа клиентов, позиций в ассортименте, количества филиалов и дочерних компаний, их динамики; происходит определение весовых коэффициентов. С 2007 г. совокупный рейтинг включает также компании, оцененные экспертно на основании открытых и иных источников.
Рейтинг по объему валовых продаж (табл. 4) традиционно строится на данных дистрибьюторов — объеме валовых продаж, суммирующем объем коммерческих продаж и объем выписки ЛС в ценах возмещения (отгрузок) по государственным программам, — и соотносится с показателями лидера рынка. Рейтинг дистрибьюторов-импортеров отражает внешнеэкономическую деятельность; он строится на основе электронной базы данных ЦМИ «Фармэксперт» «Импорт ЛС в Россию».
Активная политика региональных дистрибьюторов стимулировала изменение взаимоотношений между производителями и дистрибьюторами. Если до кризиса производители старались минимизировать количество дистрибьюторов в своем портфеле и выдвигали к ним серьезные требования, то в последнее время эта тенденция сменилась потеплением во взаимоотношениях, что не осталось незамеченным последними. Дистрибьюторы оптимизируют свои ассортиментные портфели, и ряд игроков этого сектора становится более привлекательным для начала или развития сотрудничества.
Участие в различных государственных программах позволяет наращивать обороты дистрибьюторам, специализирующимся на дорогостоящей продукции для лечения онкологических, гематологических и прочих заболеваний. Наиболее заметный рост продаж у достаточно крупных специализированных дистрибьюторов, в частности, оказал существенное влияние на структуру ассортиментного портфеля как в целом для сегмента в детализации импортные/отечественные продукты (рис. 4), так и непосредственно в категории «Межрегиональные» в детализации рецептурные/безрецептурные/сопутствующие препараты, парафармацевтика/ИМН (рис. 5). Кроме того, отдельно следует отметить, что для «национальных» и «региональных» дистрибьюторов характерным становится расширение ассортимента за счет нелекарственной продукции.
Как показывает практика, текущий кризис принес в сегмент изменения, которые в предкризисный период казались невозможными. Рейтинговые позиции компаний продолжают меняться, и для наиболее активных дистрибьюторов текущая конкурентная среда открывает новые перспективы. Каждый, кто сможет вовремя воспользоваться ими и сформирует стратегию, адекватную своим финансовым возможностям и сложившейся ситуации, а также наиболее точно просчитает действия конкурентов, сможет достичь наилучших результатов и даже превзойти самые смелые ожидания.
Александра Гнускина, руководитель отдела исследований инфраструктуры рынка, ЦМИ «Фармэксперт»
Нет комментариев
Комментариев: 0