Несладкие будни с неопределенным будущим. Совокупный рейтинг российских фармдистрибьюторов, 1-е полугодие 2009 года

29.09.2009
00:00
В преддверии нового сезона и с приближением окончания финансового года дистрибьюторам приходится несладко. Новые инициативы государства по регулированию цен, в т.ч. с использованием новых принципов определения наценки на ЖНВЛС, вызывают большой интерес у всех участников рынка, а от дистрибьюторов требуют особой стратегической смекалки при построении планов закупок на следующий год и для выполнения социальной миссии, свойственной фармотрасли. Инициативы Минпромторга, направленные на расширение аптечного ассортимента (за счет продукции нелекарственного назначения и медицинского оборудования) и рынка сбыта лекарст­венной продукции (через супермаркеты), также не вносят ясность в перспективы развития сегмента, порождают множество вопросов и заставляют искать ответы на них. В первую очередь непонятно, какими ресурсами будет обеспечиваться смежный канал (продажа ЛС через супермаркеты); каким образом может быть построена эта система; как удастся обеспечить контроль качества препаратов, прозрачность рынка и ограничение доступа детей к препаратам, которые могут стать легкодоступными.

Новые условия дополняются ухудшением общих показателей деятельности, связанным в т.ч. с традиционным окончанием сезона на фармрынке, а также кризисным влиянием на отрасль. Объемы валовых и прямых продаж в секторе дистрибьюторов продолжили падение во всех валютах, однако в рублевом эквиваленте сохранился положительный прирост (рис. 1).


В сравнении с I кварталом с.г. во II квартале ситуация несколько усугубилась, но, учитывая активность проявившегося «пласта развивающихся дистрибьюторов», а также ожидаемый рост, связанный с началом осеннего сезона, о наметившемся отрицательном тренде говорить рано (рис. 2—3).

Несмотря на то что текущий тренд подтверждает и информация о внешне­экономической деятельности дистрибьюторов, по итогам года ситуация в сегменте еще может стабилизироваться (табл. 1). По итогам квартального рейтинга за 2009 г. лишь немногие дистрибьюторы не прирастили прямые закупки препаратов из-за рубежа (что можно было связать с наличием остатков по выполненным по окончании года контрактам), однако по итогам 1-го полугодия отрицательный прирост объемов внешнеэкономических операций стал выраженной тенденцией. Тем не менее такие изменения могут свидетельствовать также о переходе ряда иностранных производителей на выполнение контрактов через ЗАО.

Поскольку в целом в секторе дистрибуции наблюдается существенное снижение объемов продаж и у отдельных игроков падение было достаточно глубоким, для некоторых дистрибьюторов остались характерными довольно высокие темпы роста.

Несмотря на наиболее высокие темпы роста у дистрибьюторов, специализирующихся на дорогостоящем ассортименте (онкологические, гематологические и прочие ЛС), таких как «Р-Фарм», «Евросервис», «Фармстор», «Интермедсервис», ряд межрегиональных игроков также демонстрирует положительную динамику развития. В частности, компания «Пульс», планомерно увеличивающая свои продажи в регионах и усиливающая влияние на региональных рынках, сохраняет устойчивый рост, несмотря на кризис. Компании «Профит-Мед» и «Фармкомплект» также демонстрируют высокие темпы развития благодаря успешной адаптации к новым условиям ведения бизнеса.


Совокупный рейтинг (табл. 3) отражает распределение дистрибьюторов по категориям («Национальные», «Межрегиональные» и «Региональные») и подкатегориям; он сформирован в соответствии с пороговыми показателями (табл. 2), а также основан на сопоставлении с аналогичным периодом предыдущего года показателей объемов валовых и прямых продаж, числа клиентов, позиций в ассортименте, количества филиалов и дочерних компаний, их динамики; происходит определение весовых коэффициентов. С 2007 г. совокупный рейтинг включает также компании, оцененные экспертно на основании открытых и иных источников.


Рейтинг по объему валовых продаж (табл. 4) традиционно строится на данных дистрибьюторов — объеме валовых продаж, суммирующем объем коммерческих продаж и объем выписки ЛС в ценах возмещения (отгрузок) по государственным программам, — и соотносится с показателями лидера рынка. Рейтинг дистрибьюторов-импортеров отражает внешнеэкономическую деятельность; он строится на основе электронной базы данных ЦМИ «Фармэксперт» «Импорт ЛС в Россию».

Активная политика региональных дистрибьюторов стимулировала изменение взаимоотношений между производителями и дистрибьюторами. Если до кризиса производители старались минимизировать количество дистрибьюторов в своем портфеле и выдвигали к ним серьезные требования, то в последнее время эта тенденция сменилась потеплением во взаимоотношениях, что не осталось незамеченным последними. Дистрибьюторы оптимизируют свои ассортиментные портфели, и ряд игроков этого сектора становится более привлекательным для начала или развития сотрудничества.

Участие в различных государственных программах позволяет наращивать обороты дистрибьюторам, специализирующимся на дорогостоящей продукции для лечения онкологических, гематологических и прочих заболеваний. Наиболее заметный рост продаж у достаточно крупных специализированных дистрибьюторов, в частности, оказал существенное влияние на структуру ассортиментного портфеля как в целом для сегмента в детализации импортные/отечественные продукты (рис. 4), так и непосредственно в категории «Межрегиональные» в детализации рецептурные/безрецептурные/сопут­ствующие препараты, парафармацевтика/ИМН (рис. 5). Кроме того, отдельно следует отметить, что для «национальных» и «региональных» дистрибьюторов характерным становится расширение ассортимента за счет нелекарственной продукции.

Как показывает практика, текущий кризис принес в сегмент изменения, которые в предкризисный период казались невозможными. Рейтинговые позиции компаний продолжают меняться, и для наиболее активных дистрибьюторов текущая конкурентная среда открывает новые перспективы. Каждый, кто сможет вовремя воспользоваться ими и сформирует стратегию, аде­кватную своим финансовым возможностям и сложившейся ситуации, а также наиболее точно просчитает действия конкурентов, сможет достичь наилучших результатов и даже превзойти самые смелые ожидания.

Александра Гнускина, руководитель отдела исследований инфраструктуры рынка, ЦМИ «Фармэксперт»

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.