«Концептуальные подходы к совершенствованию обеспечения граждан РФ необходимыми лекарственными средствами при амбулаторном лечении до 2020 года».

06.10.2009
00:00
 

Оглавление
Предисловие           2
I. Введение             3
II. Медико-демографическая ситуация в Российской Федерации     3
III. Современное состояние лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении в Российской Федерации            5
IV. Пути совершенствования лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении в Российской Федерации на период до 2020 года        7
V. Заключительные положения          11

Приложение 1:
DALY-индекс по основным видам болезней        12
Приложение 2:
Динамика увеличения объема рынка лекарственных средств, применяемых при амбулаторном лечении отдельных заболеваний с наибольшим бременем на период до 2020 года             13


Предисловие
Вашему вниманию предлагаются результаты исследования, проведенного на основе сравнительного анализа опыта других европейских государств и обосновывающего необходимость принятия неотложных мер по оптимизации системы лекарственного обеспечения населения Российской Федерации в рамках реализации задач, поставленных в сфере социально-экономического развития страны на период до 2020 года.
Аналитическая модель разработана для оценки по¬требности в лекарственных средствах при амбулаторном лечении, расчета и оптимизации соответ¬ствующего бюджета на ближайшее десятилетие.
В качестве «референтных» стран для прогноза того, к каким показателям следует стремиться России, были выбраны Франция и Германия, что, однако, никоим образом не означает призыва копировать организацию системы здравоохранения и лекарственного обеспечения именно этих стран. В ходе исследования анализировались показатели и других государств, не только европейских, что при необходимости дает возможность провести аналогичное сравнение по весьма большому количеству стран.
Основная ценность данной работы состоит в использовании в исследовании комплексного подхода и экономически выверенных предложений / по организации лекарственного обеспечения с реально достигаемыми показателями повышения продолжительности и качества жизни, улучшения демографической ситуации в стране, решения задач повышения уровня ВВП и т.п.
Хочется надеяться, что данная публикация повысит информированность широкого круга заинтересованных лиц по изложенной проблеме, а также послужит своего рода катализатором всестороннего профессионального обсуждения и, что более важно, выработки и принятия действенных решений, направленных на более эффективное совершенствование обеспечения граждан Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами при амбулаторном лечении.
Часть I
I. Введение
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, подчеркивается, что Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике без возрастания роли человеческого капитала, как одного из основных факторов экономического развития.
В этой связи, в России должны быть преодолены имеющиеся негативные тенденции, характеризующиеся, в частности, низким качеством и снижением уровня доступности гарантированной государством медицинской помощи, в том числе обеспечения граждан необходимыми лекарственными средствами при амбулаторном лечении. Так например, расходы на медикаменты на душу населения в России существенно ниже, чем в развивающихся странах, в которых размер ВВП на душу населения примерно на таком же уровне, как и в России. Такие тенденции напрямую отражаются на экономике Российской Федерации самым негативным образом.
Преодоление негативных тенденций в развитии человеческого потенциала ставит новые задачи перед системой здравоохранения, в первую очередь, по скорейшему внедрению инновационных технологий при оказании медицинской помощи, успешно применяемых в развитых странах и предполагающих следующее:
— использование и развитие эффективных, безопасных и современных методов оказания диагностических, лечебных, реабилитационных и профилактических услуг;
— кардинальное улучшение лекарственного обеспечения населения путем применения более современных и эффективных схем медикаментозного лечения.
Это потребует совершенствования системы стандартизации в сфере здравоохранения, в том числе лекарственного обеспечения, с тем чтобы инновационные технологии внедрялись в лечебно-диагностический процесс, прежде всего, при наиболее распространенных заболеваниях и заболеваниях, наносящих наибольший ущерб здоровью населения, и следовательно, социальному и экономическому благополучию страны.
Потери валового внутреннего продукта (далее — ВВП) Российской Федерации вследствие того или иного проявления нездоровья (приводящего к смерти или стойкой/временной утрате трудоспособности) составили в 2007 году 270 млрд долл. США.
В связи с этим нами рассмотрены возможные пути развития системы лекарственного обеспечения рецептурными препаратами на период до 2020 года, а именно:
1. Сценарий текущего развития, реализация которого, в отсутствие динамичного увеличения объемов финансирования лекарственного обеспечения и перехода к более современным и эффективным технологиям диагностики заболеваний и схемам их медикаментозного лечения, приведет либо к сохранению неблагоприятной медико-демографической ситуации, либо к ее ухудшению и еще большим потерям ВВП (по прогнозным оценкам — до 504 млрд долл. США).
2. Сценарий необходимого приоритетного развития, основывающийся на международном опыте в этой области, главным образом, на применении западноевропейских стандартов лекарственного обеспечения, и требующий значительного увеличения соответствующих ассигнований; реализация данного сценария может привести к сокращению потерь ВВП на 220—240 млрд долл. США.

II. Медико-демографическая ситуация в Российской Федерации
Начиная с середины XX столетия было предложено несколько сотен определений и концепций здоровья населения, в контексте которых предлагались различные модели и показатели для его измерения. До настоящего времени наиболее часто используемыми индикаторами являются показатель средней продолжительности жизни (или ожидаемой продолжительности жизни при рождении) и общий коэффициент смертности.
По данным Минздравсоцразвития России величина показателя ожидаемой продолжительности жизни составила в 2007 году 67,65 лет, что на 6,5 лет меньше, чем в европейских странах бывшего социалистического лагеря, и на 12,5 лет меньше, чем в развитых странах Евросоюза. Разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин остается очень высокой, составляя 13 лет. Ключевую роль в низкой ожидаемой продолжительности жизни населения Российской Федерации играет высокая смертность людей трудоспособного возраста, главным образом — мужчин, которая по сравнению с 1990 годом возросла более чем на 40%.
Аналогичная картина наблюдается и с величиной показателя общего коэффициента смертности населения. В 2007 году общий коэффициент смертности в Российской Федерации соста¬вил 14,7 на 1000 человек населения, что в 1,3 раза выше, чем в европейских странах бывшего социалистического лагеря, и в 1,5 раза выше, чем в развитых странах Евросоюза. Основной причиной смертности продолжают оставаться болезни системы кровообращения, от которых в 2007 году умерло около 1,2 млн человек (56,6% умерших).
Однако перечисленные показатели характеризуют только количественный аспект — т.е. потери лет жизни из-за преждевременной смерти.
Совершенствование лекарственного обеспечения населения путем применения более современных и эффективных схем медикаментозного лечения наиболее распространенных заболеваний и заболеваний, наносящих наибольший ущерб здоровью населения, социальному и экономическому благополучию страны, требует иного подхода — оценки качества жизни.
Общеизвестно, что некоторые болезни могут вести не к преждевременной смерти, а к потере лет благополучной жизни из-за серьезной нетрудоспособности. Поэтому, чтобы сделать оценки приоритетов лекарственного обеспечения наиболее точными (с последующим про¬гнозированием потерь ВВП Российской Федерации), был использован индекс DALY (сокр. от «Disability Adjusted Life Year») — показатель, измеряющий глобальное бремя болезней (далее — ГББ), рассчитанный Всемирной организацией здравоохранения. Индекс DALY представляет собой линейную сумму потенциальных лет жизни, потраченных из-за преждевременной смерти и нетрудоспособности. Таким образом, смертность и заболеваемость удается оценить в одних единицах измерения и представить в виде единого показателя. Концептуализация DALY впервые была выполнена Кристофером Мюр-рэем (Christopher Murray, адъюнкт-профессор, Гарвардский университет), и Аланом Лопезом (Allan Lopez, научный работник, ВОЗ) в изданной в 1996 году при содействии Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ) и Всемирного банка работе Исследование глобального бремени болезней (Global Burden of Disease Study).
Следует отметить, что подобные оценки в Российской Федерации уже проводились. В частности, использование показателя DALY в определении ГББ было применено группой ученых, возглавляемой профессором В.П. Корчагиным, в 1996—1997 годах. Однако эти оценки касались лишь экономических и человеческих потерь вследствие преждевременной смертности, но не по причине нетрудоспособности.
В связи с этим приводимые ниже данные являются оригинальными для России и полностью соответствуют подходам, выработанным ВОЗ. Оценка индекса DALY была осуществлена по всем видам заболеваний, в соответствии с Международной классификацией болезней (документ, используемый как ведущая статистическая классификационная основа в здравоохранении; раз в десять лет пересматривается под руководством ВОЗ; в настоящее время действует Международная классификация болезней Десятого пересмотра (далее — МКБ-Х). В результате проведены сравнения:
• бремени различных заболеваний в пределах Российской Федерации;
• бремени различных заболеваний между Российской Федерацией и развитыми европейскими странами, в частности Францией ; и Германией.
В Российской Федерации показатель общего бремени болезней в 2007 году составил 210 лет на 1 тыс. человек населения (приложение 1).
Наибольшее бремя болезней (64%) приходится на 24 заболевания (потери составляют 135 лет на 1 тыс. человек населения). При этом первые три ранговых места занимают ишемическая болезнь сердца (потери составляют 38 лет на 1 тыс. человек населения), цереброваскулярные болезни (27 лет на 1 тыс. человек населения) и униполярные депрессивные расстройства (11 лет на 1 тыс. человек населения).
При оценке показателей DALY-индекса обра¬тил на себя внимание следующий факт: ввиду того что в общем уровне этого показателя доля DALY вследствие нетрудоспособности достаточно велика, приоритеты, рассматриваемые как виды заболеваний, упорядоченные по величине индекса DALY, существенно отличаются от ранжировок, получаемых при оценке наиболее распространенных индикаторов измерения здоровья населения, приводимых Минздравсоцразвития России.
Следует отметить также, что большинство из приведенных в приложении 1 заболеваний хорошо поддается медикаментозному лечению лекарственными средствами нового поколения, которые, в отличие от стран Евросоюза, весьма недостаточно применяются в российском здра¬воохранении.
Об этом свидетельствуют данные междуна¬родных сопоставлений. В Германии и Франции показатель общего бремени болезней варьиру¬ется от 100 (в 2,1 раза меньше, чем в России) до 137 лет (в 1,5 раза меньше, чем в России) на 1 тыс. человек населения соответственно. Потери от болезней с наибольшим бременем со¬ставляют в Германии 53 года на 1 тыс. человек населения (в 2,5 раза меньше, чем в России), а во Франции — 84 года (в 1,6 раза меньше, чем в России). По индексу DALY потери от ишемической болезни сердца, например, составляют: в Германии — 4 года на 1 тыс. человек населения; во Франции — 11.Для решения проблем в области здравоохра¬нения в России необходим комплексный подход, охватывающий различные направления, включая программы повышения осведомленности в вопросах здоровья среди населения, рекламу здорового образа жизни, улучшение инфраструктуры больничного и поликлинического обслуживания, обучение медицинского персонала, усовершенствование методов диагностики и лечения, применение более современных и эффективных схем лечения.
Проделанная нами работа касалась в основ¬ном вопросов, связанных с повышением уровня диагностики и лечения заболеваний, а также изменений в применяемых схемах лечения. Несмотря на то, что мы не рассматривали вопросы, связанные, например, с продвижением культуры более здорового образа жизни среди населения, это ни в коей мере не означает, что мы считаем эти задачи менее значимыми. Наоборот, мы убеждены, что эти мероприятия являются необходимым условием для успешного внедрения рекомендаций, представленных в ходе проекта.

III. Современное состояние лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении в Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации существуют следующие уровни обеспечения граждан лекарственными средствами при амбулаторном лечении.
За счет бюджетных ассигнований федераль¬ного бюджета гражданам предоставляются:
• лекарственные средства, предназначенные для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей по перечню заболеваний, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
• лекарственные средства, предназначенные для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей по перечню лекарственных средств, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Также за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, переданных в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджет г. Байконура, отдельным категориям граждан оказывается государственная социальная помощь по части обеспечения необходимыми лекарственными средствами. (Примечание: в настоящее время льготное лекарственное обеспечение граждан осуществляется по двум направлениям: обеспечение лекарствами по высокозатратным нозологиям (ВЗН или «7 нозологии») и базовой программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (далее — ОНЛС), включающей в себя обеспечение лекарствами граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. Совместно эти программы именуются Дополнительное лекарственное обеспечение (далее— ДЛО).
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации гражданам предоставляются лекарственные средства в со¬ответствии:
• с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включая обеспечение граждан лекарственными средствами, предназначенными для больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, с учетом лекарственных средств, предусмотренных перечнями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
• с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен.
Правовыми основаниями для этого служат Фе¬деральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 и ежегодно утверждаемая Постановлением Правительства Российской Федерации Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Кроме того, обеспечение граждан лекарственными средствами, применяемыми приамбулаторном лечении, осуществляется при их безрецептурном отпуске за счет средств граждан.
Для оценки данного сегмента российского фармацевтического рынка по данным 2007 года проанализированы показатели:
— соответствия объемов и стоимости обеспечения граждан лекарственными средствами при амбулаторном лечении наибольшему бремени болезней;
— расходов на лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении, в том числе выраженных к величине ВВП;
— средней интенсивности медикаментозного лечения, выраженной в стандартных единицах на один случай оказания медицинской помощи;
— средней интенсивности медикаментозного лечения, выраженной в стандартных единицах на душу населения;
— влияния глобального бремени болезней на величину ВВП.
Оценка проводилась в общепринятых в меж¬дународной практике стандартных единицах (1 таблетка, 1 капсула, 1 пузырек, 1 доля спрея, 1 шприц, 1 г твердого вещества, 1 мл жидкого ве¬щества); финансовое обеспечение — в долларах США.
Объем рынка составил в Российской Федерации в 2007 году 120 млрд стандартных единиц; финансовое обеспечение — 10 млрд долларов США. При этом, на лечение болезней с наибольшим бременем было использовано лишь 19,2 млрд стандартных единиц (или 16%) и около 2 млрд долл. США, или 19% от общего объема финансирования.
Доля расходов на лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении, выраженная к величине ВВП, составила в Российской Федерации в 2007 году 0,9% (во Франции и Германии — 1,7 и 1,4 соответственно).
Средняя интенсивность медикаментозного лечения на один случай оказания медицинской помощи составила в России в 2007 году 470 стандартных единиц, в то время как сравнимый показатель в развитых странах Евросоюза регистрировался на уровне 600 —750 единиц.
Средняя интенсивность медикаментозного ле¬чения на душу населения составила в Российской Федерации в 2007 году 344 единицы (во Франции и Германии — 828 и 581 соответственно).
При этом, как уже отмечалось выше, потери ВВП Российской Федерации под влиянием ГББ составили в 2007 году 270 млрд. долларов США (или21%ВВП).

IV. Пути совершенствования % лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении в Российской Федерации в период до 2020 года
Представленные в предыдущих разделах данные показывают, что, несмотря на осуществленные в последнее время значительные государственные инвестиции в лекарственное обеспечение граждан при амбулаторном лечении, они не позволили кардинальным образом улучшить ситуацию в этой области, поскольку не сопровождались масштабными и высокоэффективными организационными и финансово-экономическими мероприятиями, в первую очередь учитывающими состояние здоровья и современные потребности населения в медицинской помощи и лекарственном обеспечении, что привело к значительному отставанию от уровня развитых стран.
Совершенно очевидно, что если государство и общество в ближайшей перспективе не вмешаются в исправление сложившейся ситуации, отдав предпочтение сценарию текущего развития системы обеспечения граждан препаратами, применяемыми при амбулаторном лечении (сохранение параметров фармацевтического рынка на уровне 2007 года), то это неминуемо приведет к 2020 году либо к сохранению неблагоприятной медико-демографической ситуации, либо к ее ухудшению и, как следствие, к еще большим потерям ВВП Российской Федерации под влиянием ГББ (по прогнозным оценкам — до 504 млрд долл. США).
В связи с этим предлагается выбрать сцена¬рий необходимого приоритетного развития системы обеспечения граждан Российской Федерации препаратами, применяемыми при амбулаторном лечении, отвечающий:
— нормам части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, предусматривающим, что Россия — это социальное государство, политика которого направлена не только на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь своим гражданам, но и сво¬бодное развитие человека;
— положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, направленным на скорейшее внедрение в медицинскую практику успешно применяемых в развитых странах более эффективных, безопасных и современных методов диагностики заболеваний и схем их медикаментозного лечения;
— задачам, поставленным Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным, по созданию в стране всеобщей системы лекарственного страхования, в рамках которой государство и население будут соучаствовать в оплате стоимости лекарств, выписанных по рецепту.
Учитывая вышеизложенное, сценарий необходимого приоритетного развития предполагается реализовать на следующих принципах:
лекарственными средствами рецептурного отпуска при амбулаторном лечении обеспечивается все население Российской Федерации;
интенсификация развития системы лекарственного обеспечения сопровождается интенсификацией диагностического процесса, направленного на улучшение показателя выявляемое заболеваний по всем видам заболеваний в соответствии с МКБ-Х, в особен¬ности заболеваний с наибольшим бременем;
— приоритетным при лечении заболеваний с наибольшим бременем становится использование высокоэффективных лекарственных средств нового поколения;
— уровень средней интенсивности медикаментозного лечения на один случай оказания медицинской помощи, выраженный в стандартных единицах, приводится к уровню, сопоставимому с экономически развитыми странами;
объем финансирования лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении, выраженный к величине ВВП Российской Федерации, также увеличивается до уровня, сопоставимого с экономически развитыми странами.
Основываясь на этих принципах, в качестве исходных условий интенсификации развития российского фармацевтического рынка могут быть выбраны условия, достигнутые в таких экономически развитых западноевропейских странах, как Франция и Германия, предусматривающие, что:
— объем российского фармацевтического рынка рецептурных препаратов должен составлять порядка 219 —235 млрд стандартных единиц, не менее 25% которых необходимо применять при лечении заболеваний с наибольшим бременем;
доля расходов на оплату стоимости лекарственных средств, применяемых при амбулаторном лечении заболеваний с наибольшим бременем, должна составлять не менее 45% в общем объеме финансирования расходов на эти цели.
Следует отметить, что предлагаемые сценарные условия имеют определенные ограничения. Так, например, достигнутые уровни лекарственного обеспечения указанных стран использованы как референтные показатели, но ни в коем случае не как предложения по реформированию системы российского здравоохранения. Кроме того, в 8 данных сценарных условиях рассматриваются только объемы финансирования лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении населения и не учитываются расходы, связанные с закупками медикаментов для медицинских организаций и безрецептурным отпуском.
Сценарные условия содержат несколько компонент.
Первая компонента касается совершенствования лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении заболеваний с наибольшим бременем. В Российской Федерации насчитывается 26 таких заболеваний. Принимая во внимание ограничения в доступе к некоторым статистическим данным, в моделирование было включено 24 заболевания (за исключением туберкулеза и ВИЧ/СПИДа).
Исходя из принципа интенсификации диагностического процесса, в особенности заболеваний с наибольшим бременем, количество таких пациентов должно увеличиться с 32 до 77 млн человек. Это, в свою очередь, приведет к повышению уровня средней интенсивности медикаментозного лечения с 470 до 600—750 стандартных единиц на один случай оказания медицинской помощи и, как следствие, к качественному изменению схемы лечения — выбору более эффективных лекарств нового поколения, а вместе с тем и к соответствующему росту цен и средней стоимости лечения. Так, например, предполагается, что при лечении гипертонической болезни достаточно популярные в нашей стране в настоящее время ингибиторы АПФ в значительной степени уступят место ангиотензинам, а средняя стоимость лечения этого заболевания увеличится с 49 до 85 долларов США на пациента. Аналогичные расчеты проведены по отдельным видам болезней с наибольшим бременем на основе уровня цен 2007 года (приложение 2).
Для того чтобы достичь референтных западноевропейских показателей, фрагмент рынка лекарственных средств, применяемых при амбулаторном лечении заболеваний с наибольшим бременем, в период до 2020 года должен расти в стоимостном выражении в среднем на 18—21% в год. Средний показатель приведен в связи с тем, что ряд заболеваний будет способствовать более бурному росту рынка (например, за счет болезней системы кровообращения — в среднем более 50% в год), в то время как другие заболевания будут замедлять годовой прирост рынка (например, за счет хронического обструктивного заболевания легких — менее 5%).
Вторая компонента отражает темпы годового прироста фрагмента рынка лекарственных средств, применяемых при амбулаторном лечении остальных заболеваний, на основе экстраполяции его среднегодовых темпов прироста в 2003—2007 годах на период до 2020 года. Ежегодный прирост физического объема этого фрагмента рынка составит в стоимостном выражении не более 5%.
Третья компонента принимает во внимание темпы годового прироста рынка лекарственных средств, применяемых при амбулаторном лечении, но отпускаемых без рецепта врача. Предполагается, что этот фрагмент рынка будет расти медленнее, чем в предыдущем периоде, составляя 30% от совокупного рынка лекарствен¬ных средств, применяемых при амбулаторном лечении.
Таким образом, с учетом трех компонент сценарных условий, в целях достижения контрольных западноевропейских показателей, рынок лекарственных средств, применяемых при амбулаторном лечении всех заболеваний, с учетом препаратов безрецептурного отпуска, в период до 2020 года должен расти в среднем на 10—11% в год. Это означает, что объем финансирования лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении должен увеличиться к 2020 году более чем в 4 раза, т.е. с 10 до 39—44 млрд долл. США, или до 1,5—1,6% к величине прогнозируемого показателя ВВП Российской Федерации.
Однако привлечение таких значительных инвестиций из государственных источников в пе¬риод финансово-экономического кризиса, а так¬же ввиду изменившихся исходных условий ин¬новационного развития российской экономики (первоначально запланированная средняя цена нефти за баррель в период до 2020 года в 95 долларов США скорректирована до 41 долл. США за баррель) становится проблематичным.
Поэтому в рамках количественно ограничен¬ных ресурсов, необходимо выработать способы компенсации (или минимизации) соответствую¬щих затрат бюджетной системы Российской Федерации.
Первым шагом в этом направлении может стать уменьшение объема финансирования лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении на 3 млрд долл. США за счет исключения из программ ДЛО (ОНЛС и «7 нозологии») препаратов, срок действия патентов на которые истечет в период до 2020 года, т.е. с 39—44 млрд долл. США до 36—41 млрд долл. США.
Не включаются в расчет бюджета 12 млрд. долларов США, падающих на долю препаратов безрецептурного отпуска; соответственно, стоимостное выражение рынка рецептурных лекарственных средств, применяемых при амбулаторном лечении, составит 24—29 млрд долл. США.
Таким образом, базовый объем финансирования рынка рецептурных лекарств, применяемых при амбулаторном лечении, составит к 2020 году в среднем 26,5 млрд долл. США. Однако и эта сумма является весьма обременительной для бюджетной системы Российской Федерации.
Поэтому в целях сохранения достигнутого уровня государственных гарантий медицинской помощи, реализации конституционного права на свободное развитие человека, повышения ответственности граждан за состояние собственного здоровья, а также дальнейшей оптимизации расходов на лекарственное обеспечение предлагается поэтапно создать в Российской Федерации в период к 2020 году систему всеобщего лекарственного страхования, при котором государство и все граждане будут соучаствовать в финансировании лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении.
В этих целях могут быть использованы две модели: «западноевропейская» и «обязательного лекарственного страхования» в рамках сложившейся в Российской Федерации системы обязательного медицинского страхования.
«Западноевропейская» модель: Исходя из международного опыта, доли соучастия государства и населения в финансировании обеспечения лекарственными средствами рецептурного отпуска должны составлять в среднем по 50%.
Следовательно, объемы финансирования лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении со стороны государства и граждан к 2020 году должны составить в среднем по 13 млрд. долл. США соответственно.
При определении размеров соплатежей граждан на всеобщее лекарственное страхование представляется целесообразным исходить из универсального страхового принципа — «богатый платит за бедного», применение которого позволит минимизировать расходы наиболее социально незащищенного неработающего населения, предусмотрев следующие тарифы страховых взносов:
для работающих граждан — 150 долл. США на одного человека в год;
для неработающих граждан — 50 долл. США на одного человека в год.
Численность населения Российской Федерации, по данным официальной статистики, со¬ставляет в настоящее время 142 млн. человек. На долю работающих граждан приходится 40%, или 56,8 млн человек; на долю неработающих — 85,2 млн человек.
Таким образом, объем соплатежей граждан на всеобщее лекарственное страхование к 2020 году может быть определен в размерах:
— для работающих граждан ~ 8,5 млрд долл. США;
— для неработающих граждан ~ 4,5 млрд долл. США.
Суммарно это составит ~ 13 млрд долл. США.
Расходы по финансированию лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении в рамках данной модели могут быть существенно минимизированы за счет совершенствования налогового законодательства Российской Федерации в части увеличения размеров акцизов на производство наносящей значительный ущерб здоровью населения табачной, алкогольной (винно-водочной) и слабоалкогольной (пиво) продукции.В Российской Федерации из расчета на душу на селения в год потребляется 2320 сигарет, 24,6 литра винно-водочной продукции и 17,8 литра пива.
Предложения по совершенствованию нало гового законодательства Российской Федерации заключаются в увеличении размеров акцизов на производство:
• табачной продукции — из расчета 0,25 руб. на одну сигарету;
• винно-водочной продукции — из расчета 0,0 руб. на один миллилитр продукции;
• пива — из расчета 0,02 руб. на один миллилитр продукции.
Увеличение размеров акцизов позволил бы уменьшить базовый объем финансирована рынка рецептурных лекарств, применяемых npi амбулаторном лечении, на 4,7 млрд долл.: США, т.е. до 21,8 млрд долл. США. Финансовая нагрузка на государство и граждан к 2021 году составила бы тогда в среднем по 10,9 млрд долл. США соответственно. В этом случае тариф страхового взноса на всеобщее лекарственное страхование для работающих граждан мог бы быть минимизирован до 133 долл. США на одного человека в год и для неработающих — до 40 долл. США. Общий объем соплатежей на всеобщее лекарственное страхование при этом составил бы:
— для работающих граждан — 7,5 млрд долл. США;
— для неработающих граждан — 3,4 млрд долл. США.
В качестве источников финансирования соучастия государства при «западноевропейской» мо дели следует рассматривать средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на основе субсидиарной ответственности соответствующих органов государственной власти, которые, наряду с личными средства ми граждан, могли бы быть мобилизованы на все общее лекарственное обеспечение через систем обязательного медицинского страхования, орган которой впоследствии администрировали бы расходы, связанные с лекарственным обеспечением.
В случае выбора «западноевропейской» модели в дальнейшем для оптимизации объемов соучастия граждан во всеобщем лекарственном страховании представляется необходимым рассмотреть такие ее варианты, как:
• дифференциация размеров соплатежей граждан в зависимости от уровня их дохо¬дов, в особенности доходов неработающих граждан;
• взимание фиксированных сумм с граждан, составляющих лишь часть реальной стоимости лекарств;
• оплата гражданами определенного процента стоимости лекарств;
• определение сумм софинансирования государством и гражданами в зависимости от количества и размеров упаковок лекарственных средств (упаковки «малого», «среднего» и «большого размеров») и другие.
Введение «обязательного лекарственного страхования» может быть осуществлено также в рамках сложившейся в Российской Федерации системы обязательного медицинского страхования и должно исходить, прежде всего, из минимизации затрат государства при возникшем в период финансово-экономического кризиса острейшем бюджетном дефиците.
Основываясь на тех же подходах к определе¬нию объемов финансирования лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении, что и «западноевропейская модель», введение «обязательного лекарственного страхования» потребует увеличения:
эффективной ставки единого социального налога, подлежащего зачислению в фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование работающего населения;
тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения с расширением круга страхователей неработающего населения (так, наряду с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в число страхователей по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения должен быть включен Пенсионный фонд Российской Федерации).
Данная модель предполагает, что за счет мобилизованных таким образом средств будет оплачиваться медикаментозное лечение заболеваний с наибольшим бременем (24—26 заболеваний) по соответствующему перечню лекарствен¬ных средств.
При этом в отличие от «западноевропейской» модели, соучастие граждан во всеобщем лекарственном страховании становится добровольным, при котором их страховые взносы могут быть использованы на медикаментозное лечение остальных заболеваний, также по соответствующему перечню лекарственных средств.

V. Заключительные положения
Предполагается, что переход к всеобщему лекарственному страхованию позволит положительно повлиять на состояние российской экономики, снизив потери ВВП Российской Федерации в результате воздействия глобального бремени болезней с 21% ВВП (270 млрд долл. США) в настоящее время до 11% к величине ВВП, прогнозируемой к 2020 году (264 млрд долл. США).
В свою очередь, это будет способствовать увеличению к 2020 году:
— показателя ожидаемой продолжительности жизни на 4,5 года за счет уменьшения влия¬ния ГББ;
— объема ВВП Российской Федерации на 164—166%;
— расходов на здравоохранение (государственных и частных) относительно величины ВВП Российской Федерации.

Приложение 1

DALY-индекс по основным видам болезней, лет на 1 тыс. человек населения

2007 год

 

 

 

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.