«Жизненно необходимые» изменения в дистрибуции. Совокупный рейтинг российских фармацевтических дистрибьюторов по итогам 2009 года.

10.03.2010
00:00
В минувшем году участники фармрынка пережили один из самых сложных периодов в современной истории России. Трудности подстерегали повсюду: компаниям, участвующим во внешнеэкономической деятельности, пришлось решать проблемы, связанные с девальвацией рубля; возникла опасность затоваривания складов, т.к. было очевидно, что спрос в условиях экономической нестабильности будет меняться, а запас создавался, исходя из докризисных объемов и специфики потребления и т.д. Немалую активность проявили и представители власти. В частности, был утвержден новый список ЖНВЛС и изменился подход к ценообразованию на эту группу препаратов. Была также утверждена Стратегия развития фармацевтической промышленности до 2020 г.

Влияние многих событий 2009 г. окажет определяющее воздействие на развитие участников рынка в ближайшие несколько лет.

В списках не значатся

Девальвация рубля в конце 2008 г., несмотря на всю «плавность» этого процесса, имела ряд неприятных последствий как для потребителей, так и для компаний, участвующих во внешнеэкономической деятельности. Потребитель сразу же ощутил заметное повышение цен на лекарственные средства, и именно этот фактор вынудил чиновников к активным действиям. В результате был последовательно разработан пакет мер по реформированию системы контроля над ценообразованием на ЛС: сформирован новый Перечень ЖНВЛС; разработана единая методика для определения уровня предельных розничных и оптовых наценок в регионах России; принято постановление о необходимости регистрации цен производителей на препараты списка ЖНВЛС.

Новый порядок контроля ценообразования реально заработает лишь во II квартале 2010 г. по ряду причин. Во-первых, до марта продлится регистрация цен производителей на свою продукцию; во-вторых, в этот период в конкретных субъектах Федерации должны быть приняты соответствующие нормативно-правовые акты об установлении предельных оптовых и розничных наценок на ЛС. До момента принятия новых законов в регионах регулирование осуществляется по старой схеме, поэтому регулирование цен на препараты списка ЖНВЛС может реально осуществляться не ранее, чем с апреля 2010 г.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 654 «О совершенствовании госрегулирования цен на ЖНВЛС», регистрация предельных отпускных цен на ЖНВЛС становится обязательной; надбавки устанавливаются только к фактическим отпускным ценам производителей. Реализовать ЖНВЛС оптовики смогут только при наличии протокола согласования цен поставки. Несоблюдение предельных оптовых и розничных надбавок, согласно постановлению, отнесено к категории грубых нарушений, которые могут повлечь приостановление деятельности лицензиата. Необоснованно установленные регионами надбавки сможет отменять Федеральная служба по тарифам (ФСТ).

Согласно методике определения предельных розничных надбавок на ЖНВЛС, региональные власти будут устанавливать размер надбавок на основании данных о финансово-хозяйственной деятельности аптек и дистрибьюторов. При этом для расчетов потребуются сведения не менее чем от 15% работающих в регионе оптовых и розничных предприятий. Разработчики предполагают, что новый механизм регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства сможет обеспечить «прозрачность» ценообразования на всех этапах формирования цены при прохождении товара от производителя до конечного потребителя. Тем не менее на региональном уровне остается значительное количество возможностей для лоббирования тех или иных интересов, в т.ч. путем манипулирования размером наценок.

Уже сейчас можно предположить отдаленные последствия влияния нового порядка регулирования цен на деятельность фарм­дистрибьюторов. В результате жесткого ограничения уровня наценок на препараты из списка ЖНВЛС могут возрасти цены на ЛС, которые «в списках не значатся», кроме тех регионов, где цены регулируются на весь список ЛС. Кстати, существует определенная вероятность того, что в этой связи увеличится количество регионов, в которых законодательно закреплен контроль ценообразования на все препараты. Второй очевидный вывод: в ассортименте дистрибьюторских компаний может увеличиться доля нелекарственной продукции, регулирование цен на которую не предусмотрено. Существует также большая вероятность того, что сократится число сравнительно мелких дистрибьюторов, которые стояли между производителем и аптекой, поскольку будет сложно поделить оптовую наценку (например, 20—30%) между всеми участниками товаропроводящей цепочки.

Вертикаль интеграции

«Закручивание гаек» в плане контроля ценообразования, по всей видимости, будет иметь и иные последствия помимо названных. В частности, наряду с концентрацией оптовых компаний этот процесс в определенной степени может простимулировать разнонаправленную вертикальную инте­грацию как в сторону производства, так и в сторону розничной деятельности.

Ограничение уровня розничных и оптовых наценок и жесткий контроль над ценообразованием могут стать дополнительными стимулами к развитию собственных розничных подразделений. Развивая аптечную сеть, дистрибьютор имеет возможность получать прибыль не только от оптовой деятельности, но и от розничной; таким образом суммарная прибыль оптово-розничного тандема даже на препараты, по которым ограничиваются наценки, будет выше. Если дальнейшее развитие отрасли пойдет по подобному сценарию, от дистрибьюторов потребуется значительное изменение ассортиментной политики, с тем чтобы максимально обеспечивать по­требности розничного подразделения, хотя едва ли это возможно в обозримом будущем: сейчас оптовые и розничные подразделения даже в составе одной группы действуют в известной степени независимо.

Минувший год и первые месяцы текущего года показали несколько примеров интеграции в розницу. Одной из наиболее заметных сделок стала покупка 25% акций сети «Аптеки 36,6» компанией «СИА Интернейшнл»; до недавнего времени это был единственный крупный дистрибьютор, не имеющий интересов в рознице. Второй пример: покупка межрегионального дистрибьютора «АС-Бюро» компанией «Протек»; последняя также владеет примерно 25% аптечной сети «Живика», принадлежащей владельцам «АС-Бюро». Помимо названных примеров на разных стадиях переговоров находится еще ряд крупных сделок с участием таких крупных дистрибьюторских компаний, как «Протек», «РОСТА» и др., в т.ч. региональных компаний, благо сейчас на рынке предлагается достаточное количество активов, которые можно купить со значительным дисконтом к цене 2008 г.

Инвестиции в производственный сектор не имеют столь очевидного синергического эффекта, как интеграция в розничное направление. Более того, в ряде случаев они способны усложнить жизнь оптового подразделения. Вероятно, именно поэтому бoльшая часть примеров приобретения оптовиками производственных площадок свидетельствует, скорее, о расширении бизнеса владельцев компании, чем о повышении эффективности бизнес-процессов головной компании. Впрочем, в связи с реализацией стратегии «Фарма-2020», принятие которой стало одним из важнейших событий прошедшего года, ситуация начинает меняться, что называется, на глазах. Реальность преференций для отечественной продукции может вынудить ряд иностранных игроков пойти на определенные компромиссы, чтобы не потерять рынок сбыта. Те, кто не готов к открытию собственных предприятий на территории России, могут расширить взаимодействие с российскими партнерами, в т.ч. за счет передачи прав на производство и маркетинг своих препаратов в РФ. Можно предположить, что развитие производственных проектов компании «Р-Фарм», которая занимается строительством собственного предприятия в Ярославской области, а также приобрела компанию «Новосибхимфарм», отчасти происходит с целью реализации схемы по переносу производства препаратов иностранных компаний на территорию России. Впрочем, прежде всего это актуально для компаний, работающих в секторе госзакупок ЛС.

Сделки могут и просто сопровождаться расширением масштабов оптового бизнеса. Так, фармдистрибьютор «Катрен», занимающий 3-е место в России, в 2009 г. приобрел 51% акций второго по величине казахстанского дистрибьютора «ЭМИТИ Интернейшнл». Это уже второй актив компании «Катрен» в СНГ: ей также принадлежит украинский дистрибьютор «Вента». Пожалуй, это пока единственный пример масштабного выхода российского фармбизнеса на международный уровень.

События, произошедшие в 2009 г. на рынке M&A, позволяют сделать некоторые выводы о том, что компании осуществляют стратегические шаги по покупке заводов, аптечных сетей, а также сравнительно небольших оптовиков. Эти действия уже приносят некоторые плоды. Тем не менее и в 2010 г. компаниям во многом придется преодолевать все те же трудности, т.е. бороться с последствиями кризиса; не допускать роста накладных расходов; поддерживать цены на конкурентоспособном уровне; решать многие другие проблемы.

Вопрос доступности кредитных ресурсов для многих игроков становится одним из наиболее болезненных. В отрасли наблюдается определенный кризис ликвидности: резко увеличились кредитные ставки. Впрочем, сложности с привлечением финансирования будут постепенно преодолеваться вслед за восстановлением стабильности на финансовом рынке. Грамотное соотношение дебиторской и кредиторской задолженности позволяет сохранить устойчивое положение на рынке. Объективная тенденция — уход мелких игроков, посредников в регионах. Здесь кризис окажет оздоравливающее действие. Возможно, в ближайшее время в дистрибьюторском секторе расширится присутствие иностранного капитала: уже сейчас три достаточно крупные оптовые компании имеют иностранных акционеров.

Чувствуя время перемен, необходимо выстроить такую дистрибьюторскую сеть, которая очень хорошо адаптируется к текущим реалиям, потому что в жесткой конкурентной борьбе смогут выиграть только самые гибкие и быстрые. Наступивший год покажет, насколько успешной была эта борьба и какие плоды она принесла.

Елена Малинина, менеджер по исследованию инфраструктуры рынка ООО «Фармэксперт. Аналитика и консалтинг»

Компании

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.