Прокуратура станет основным проверяющим аптеки инспекционным органом

05.06.2023
11:24
До 2030 года прокуратура станет основным инспекционным органом, проверяющим работу аптек. Визиты остальных надзорных органов ограничены жестким мораторием на проверки. «Аптекарь» разобрался с полномочиями прокуроров при проверках аптек.

Проверяют все

Среди государственных органов именно прокуратуру наделили широкими полномочиями по поддержанию законности во всех сферах деятельности, в том числе и на фармацевтическом рынке.

Одной из распространенных форм прокурорского надзора за исполнением законов и соблюдением прав граждан является прокурорская проверка1.

В первую очередь прокуроры следят за исполнением закона. Поэтому целью проверок будет являться соблюдение требований законов и подзаконных нормативных актов: постановлений, приказов, распоряжений и т.д.

Вторым основанием для начала проверки прокурором может стать жалоба о нарушении прав и свобод человека. Например, жалоба на необеспечение лекарственными препаратами льготника.

ПРОКУРОРСКИЕ ПРОВЕРКИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ИНСПЕКЦИЙ ДРУГИХ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ, КОТОРЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСКОНТРОЛЯ ОГРАНИЧЕНЫ ОПРЕДЕЛЕННОЙ СФЕРОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НАПРИМЕР, РОСЗДРАВНАДЗОР МОЖЕТ ПРОВЕРЯТЬ ОБОРОТ ЛЕКАРСТВ И МЕДИЗДЕЛИЙ, РОСПОТРЕБНАДЗОР — САНИТАРНЫЕ НОРМЫ, А ГИТ — ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. В ОТЛИЧИЕ ОТ НИХ, ПРОКУРОР В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ МОЖЕТ ПРОВЕРИТЬ ВСЕ ЭТИ НАПРАВЛЕНИЯ СРАЗУ.

С другой стороны, полномочия прокуроров ограничены. Они не должны подменять в своей деятельности другие государственные органы. То есть прокуроры не должны дублировать функции других надзорных органов.

Проверки с особенностями

Действующий уже несколько лет мораторий на проверки по госконтролю не распространяется на проводимые прокурорами инспекции. Но это не единственное отличие прокурорских проверок от ревизий других надзорных органов.

Формат проведения прокурорских проверок отличается от проверок по госконтролю, порядок проведения которых строго регламентирован. Для прокурорских проверок процедура описывается только в общем виде.

ВМЕСТО ПРИКАЗА ИЛИ РАСПОРЯЖЕНИЯ ОСНОВНЫМ ДОКУМЕНТОМ ДЛЯ НАЧАЛА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ЯВЛЯЕТСЯ РЕШЕНИЕ. ЕГО ДОЛЖЕН ПОДПИСАТЬ ПРОКУРОР ИЛИ ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЬ, А В САМОМ РЕШЕНИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УКАЗАНЫ ЦЕЛИ, ОСНОВАНИЯ И ПРЕДМЕТ ПРОВЕРКИ.

Решение готовится на основании поступивших в прокуратуру фактов о нарушениях требований закона или прав граждан. Приказом Генеральной прокуратуры № 172 от 17.03.2017 утверждена типовая форма решения о начале прокурорской проверки.

Раньше Закон о прокуратуре разрешал проводить прокурорские проверки без уведомления организации. С 2017 года этот порядок изменился, но не так строго, как для проверок по госконтролю.

Сотрудник прокуратуры обязан ознакомить руководителя или доверенное лицо организации с решением о начале прокурорской проверки не позднее дня ее начала (ч. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре). На практике прокуроры обычно направляют решение о проверке в организацию за несколько часов до ее начала по факсу или электронной почте. Не будет считаться нарушением, если прокурор предъявит распоряжение прямо перед началом проверки.

Закон о прокуратуре позволяет прокурорам самостоятельно проводить проверки, а также привлекать для их проведения представителей других надзорных органов и различных экспертов. В таком случае привлеченные специалисты и эксперты по результатам проверки готовят справки, которые приобщаются к итоговым материалам.

Вне сроков и форматов

Срок прокурорской проверки — 30 дней. Однако более широкие полномочия позволяют прокурорам продлевать проверки на тот же срок, а также неоднократно приостанавливать проверку, но не более чем на шесть месяцев.

Еще одна особенность — возможность проведения повторной проверки по тому же факту.

РЕАЛИЗОВАТЬ ТАКОЕ ПРАВО ПРОКУРОР МОЖЕТ, ЕСЛИ ЕМУ СТАНЕТ ИЗВЕСТНО О НОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, КОТОРЫЕ НЕ БЫЛИ УСТАНОВЛЕНЫ ПРИ ПЕРВОЙ ПРОВЕРКЕ.

Общие подходы применяются как для выездных, так и документарных проверок. Инструкция о порядке рассмотрения прокурорами обращений (приказ Генпрокуратуры № 45 от 30.01.2013) рекомендует прокурорам проводить проверки с выездом на места, если в жалобе говорится о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, либо поднимаются резонансные вопросы.

Неограниченные возможности

Вмешиваться в работу прокуроров запрещено (ч. 2 ст. 5 Закона о прокуратуре). Никто не может требовать от прокурора давать объяснения по рассматриваемым им материалам и делам. Запрещается также разглашать материалы и результаты проверок, проводимых прокурорами.

ПРОКУРОР НЕ ОБЯЗАН ЗНАКОМИТЬ КОГО БЫ ТО НИ БЫЛО С МАТЕРИАЛАМИ СВОИХ ПРОВЕРОК.

Отчасти поэтому у прокуроров отсутствует обязанность вносить сведения о проводимых проверках в Единый реестр проверок или каким-то иным образом раскрывать их.

Исключение сделано лишь для проверок, по результатам которых не было установлено нарушений требований законодательства. Акт по такой проверке прокурор обязан направить проверяемому лицу для ознакомления в течение десяти дней после ее окончания (ч. 14 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Кроме того, прокуроры вправе на основании служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций. Закон также предоставляет им право получать расширенный доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки. В рамках проверки прокурор может требовать представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре).

Прокурор также может вызвать сотрудников аптеки для дачи объяснений по выявленным нарушениям.

Разница в окончании

Чем же заканчивается прокурорская проверка? Как уже упоминали, Закон о прокуратуре предполагает обязательное составление акта только для проверок без нарушений.

Если нарушения были выявлены, то закон не ограничивает прокуроров в выборе формата итогового документа. Это может быть акт или протокол проверки, также иногда составляют протоколы осмотров и иные документы.

ПОМИМО ИТОГОВОГО ДОКУМЕНТА ПРИ НАЛИЧИИ НАРУШЕНИЙ ПРОКУРОР ТАКЖЕ МОЖЕТ ВЫДАТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЛИБО ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА (СТ.СТ. 23, 24, 25.1 ЗАКОНА О ПРОКУРАТУРЕ).

По значимости эти документы схожи с предписаниями госорганов. Организации и предприниматели обязаны устранить выявленные нарушения, разработать и принять профилактические меры для предупреждения их повторения и отчитаться в прокуратуре.

Кроме того, прокуроры по итогам проверки могут составить постановление по делу об административном правонарушении — аналог протокола в госконтроле. При этом, если инспекторы надзорных органов могут составлять протоколы только в рамках утвержденных КоАП полномочий, то прокуроры в этом плане более свободны. Они могут составить протокол по любой статье кодекса.

Обжаловать результаты и действия прокуроров можно вышестоящему прокурору и в суде общей юрисдикции.

____________________
1 Цели и порядок проведения прокурорских проверок закреплены в Федеральном законе от 17.01.92 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (Закон о прокуратуре).

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.