Диагностика HR

28.12.2017

Приоритеты сотрудников фармкомпаний измерили

Для большинства участников рынка Life Sciences приоритетным фактором мотивации на работу в компании по-прежнему остается уровень зарплаты. Но одни лишь деньги уже давно не определяют поведение кандидатов на фармрынке труда. Сегодня сотрудник принимает решение остаться в компании или сменить работу, учитывая комплекс факторов. Какие имеют наиболее важное значение для кандидатов в сфере Life Sciences, выяснили эксперты международного кадрового агентства Kelly Services.

В исследовании Kelly Services «Рынок труда в сфере Life Sciences глазами работодателей» приняли участие представители 30 крупных медицинских, фармацевтических и биотехнологических компаний. Практически треть респондентов занимают позиции HR-менеджеров и директоров (27%), более половины опрошенных — представители sales-подразделений (52%).

Не только деньги

Согласно мнению работодателей (рис. 1), больше всего на работу в их компании соискателей мотивирует заработная плата (73%), а также привлекательный бренд работодателя и хорошая репутация на рынке (62%). В лидерах также оказались возможность обучения и развития (58%), официальное трудоустройство и «белые» выплаты (58%).

«Отрасль Life Sciences традиционно имеет более высокий уровень зарплат в сравнении со многими другими секторами рынка труда, — комментирует руководитель практики Life Science Kelly Services CIS Мария Овечкина. — Большинство компаний успешно работают над HR-брендом и вкладывают ресурсы в обучение персонала. Стоит отметить, что в последние годы среди кандидатов намечается тенденция к комплексному подходу при выборе работодателя. Прошли времена, когда для соискателя важнее всего были уровень зарплаты и соцпакет, а остальные критерии уходили далеко на задний план. Сейчас учитываются все факторы — от возможности обучения и работы из дома до официального оформления».

Насколько удовлетворены работой в компании опрошенные участники рынка Life Sciences? Согласно исследованию (рис. 3—4), большинство респондентов (свыше 60%) считают, что зарплата и соцпакет на их позиции в компании соответствуют среднерыночным показателям. При этом почти треть сотрудников называют данные критерии неудовлетворительными и отмечают, что на их позиции они хуже среднерыночных.

Дорогу чужакам!

Несколько неожиданным выводом исследования стала лояльность большинства работодателей к сотрудникам без медицинского или фармацевтического образования (рис. 2). Еще несколько лет назад, по данным разных опросов, примерно 80% фармкомпаний рассматривали профильное образование как одно из ключевых условий найма сотрудников на позиции в продажи. Сегодня, как показал опрос Kelly, практически половина респондентов (46%) готовы принять на работу кандидата без профильного образования при условии, что у него имеется успешный опыт работы в других отраслях. 27% готовы нанимать соискателей с другим бэкграундом, но только при наличии успешного опыта в Life Sciences. Категорически не готовы принимать кандидатов без профильного образования меньше трети (27%) опрошенных.

Мария Овечкина называет среди причин возросшей лояльности работодателей к кандидатам «со стороны» нехватку специалистов на узком рынке труда в Life Sciences.

«Дефицит квалифицированных кадров, вызванный «демографической ямой, пришедшейся на поколение столь популярных сейчас на рынке «игреков» и старение населения страны, привел к тому, что работодатели становятся все лояльнее к сотрудникам без медицинского или фармацевтического образования», — говорит рекрутер.

Тем не менее такому сотруднику придется работать усерднее, чтобы убедить работодателя в своих способностях и профессионализме. Более 40% представителей LS-компаний признались, что наличие профильного образования является очень важным критерием для построения успешной карьеры в компании. Чуть больше (44%) считают его важным для некоторых специальностей и лишь 16% уверены, что для успешной карьеры в их компании наличие профильного образования не важно совсем.

Точность подбора

Корректная оценка соискателей при подборе оказывает сильное влияние на эффективность работы фармкомпаний в целом. По некоторым оценкам, работодатель инвестирует в одного сотрудника около 3,5—4,5 млн руб. (включая зарплату, медицинское страхование, инструменты для работы, компенсацию расходов на связь, транспорт и др.). Именно эту сумму можно назвать минимальной ценой ошибки при подборе. Учитывая все риски, работодатели стараются повысить точность отбора, исключив вероятность найма неподходящих сотрудников.

По наблюдениям экспертов кадровой компании «Юнити», фармкомпании стремятся сократить число кандидатов «на входе» и повысить их качество, проявляют повышенное внимание к соблюдению ими принципов комплаенс (соответствие нормам и стандартам работы).

Руководитель практики Pharma & Medical Devices компании «Юнити» Виктория Простова рассказывает: «Для нанимающих менеджеров помимо резюме соискателя и качественного заключения рекрутера становятся важны рекомендации с предыдущих и с текущего места работы (по возможности), отзывы коллег. Раньше подобная практика распространялась на региональных менеджеров, а сегодня мы сталкиваемся с отказами и по медицинским представителям. Например, выясняется, что кандидат с прекрасным резюме работал на две организации или ходил только на двойные визиты с руководителем. Узнать о нелицеприятных фактах помогает сбор развернутых рекомендаций, проверка трудовой книжки».

Сбором рекомендаций дело не ограничивается. Популярным инструментом повышения точности подбора эффективных, вовлеченных и стабильных сотрудников стали ассессмент-центры.

Дефицит качественных кандидатов, особенно в регионах, вынуждает компании развивать новые каналы привлечения, в том числе «выращивать» специалистов. Перспективным направлением становится Graduate Recruitment (программы стажировок с целью отбора и развития талантливых выпускников). HiPo студентов, причем не только из профильных вузов, работодатели готовы брать на начальные позиции, обучать, развивать, и очень скоро они становятся «золотым» кадровым резервом компании.

Результаты исследования Kelly подтвердили, что закрытая прежде сфера Life Sciences готова открыть двери для талантов с других рынков.

Регистрируясь, вы принимаете условия
Пользовательского соглашения