Еще один свердловский фармритейлер расстался с аптеками

25.05.2018

Федеральный фармритейлер «Ригла» купил екатеринбургскую сеть «Аптека-Сити». Все точки будут работать под брендом дискаунтера «Живика». По отзывам участников рынка, предложения продать бизнес поступают местным сетям регулярно.

Быстроупак-2018

В последние три года выручка «Аптека-Сити» оставалась на уровне 332 млн руб. Теперь ее аптеки в Екатеринбурге — 14 точек, работавших в собственных помещениях общей площадью 1 тыс. м2, — пере­шли к «Живике». По словам генерального директора «Живики» Александра Востротина, переговоры с учредителями сети начались в феврале, предварительный договор стороны подписали 7 марта, а к середине мая сделку закрыли. «Аптека-Сити» — крепкая сеть с хорошими экономическими показателями, работавшая на рынке 15 лет, — говорит экс-директор филиала «Катрен» в Екатеринбурге Иван Луконькин. — Если собственник решил продать аптеки, значит, ему предложили хорошую цену». Бывшие владельцы «Аптека-Сити» свое решение расстаться с бизнесом не комментируют. Г-н Востротин считает локации купленных аптек удачными и рассчитывает, что объемы продаж вырастут.

В начале мая под брендом «Живика» на Урале работало 292 аптеки, в том числе 209 — в Свердловской области, где «Ригла» остается лидером с общей долей рынка около 12% (данные RNC Pharma). Покупка «Аптека-Сити» эти позиции упрочит. «На долю Свердловской области приходится порядка 4,1% российской фармрозницы», — говорит директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов.

Помимо Свердловской области у «Живики» большие планы, связанные с расширением бизнеса в других регионах. С 2014 г. сеть запустила 73 аптеки в Челябинской области, с 2018 г. начала осваивать Курган и Тюмень (четыре и три точки соответственно) и присматривается к Пермскому краю. По мнению экспертов, ее основным конкурентом, агрессивно захватывающим уральский рынок, остается самарская сеть «Вита» — в городе немало мест, где их аптеки работают «дверь в дверь».

Две дороги — та и эта

С прошлого года в фармотрасли начался бум поглощений региональных сетей. «Продажи не увеличиваются, — комментирует представитель ассоциации АСНА на Урале Евгений Мальцев. — В лучшем случае сети могут рассчитывать, что объем сбыта останется на прежнем уровне, однако усилий для этого потребуется больше». По словам г-на Мальцева, региональные фармритейлеры не всегда представляют разницу между аптекой, зарабатывающей на марже, и дискаунтером, который получает дополнительную прибыль за счет маркетинговых контрактов с производителями лекарств. Судя по обращениям уральских аптекарей в ФАС, многие из них уверены: низкие розничные цены у федералов объясняются сговором аптекарей с дистрибьюторами. Убедившись, что возможности для конкуренции исчерпаны, собственники продают бизнес или вступают в маркетинговые союзы.

Сейчас аптекари строят прогнозы на летний период. По общему мнению, спад продаж не переживут сети, накопившие долги перед дистрибьюторами. «Нынешнее лето станет серьезным испытанием для аптечного рынка, — считает директор муниципальной сети «Здоровье» Сергей Софронов. — Ближе к осени мы увидим, кто сошел с дистанции». При этом эксперты отмечают: если раньше с рынка уходили региональные сети-банкроты, то сейчас о продаже бизнеса задумались собственники, у которых пока нет причин беспокоиться.

С начала года фармрынок Екатерин­бурга уже покинули несколько местных игроков. В том числе сети «Фармарт» (бренды «Фармарт» и «Дешевая аптека») и «Источник здоровья», которых поглотила башкирская компания «Фармленд». Среди других объектов, представляющих интерес для федеральных операторов, участники рынка называют местные сети «Радуга», «Аптечный мир», «Столет», «Аптечный стандарт» и «Валета». По словам владельца аптек «Валета» Михаила Шуваева, последнее предложение о продаже бизнеса поступило ему неделю назад от владельцев самарской сети «Вита». «Я доходчиво объяснил представителям «Виты», что в мои планы это не входит, — говорит г-н Шуваев. — В отместку они начали распускать слухи, что я ищу покупателя».

Многие участники рынка подтверждают, что готовы продать аптеки, если им предложат хорошую цену. А покупатели ждут, что летом они станут сговорчивее.

Регистрируясь, вы принимаете условия
Пользовательского соглашения