Фармпроизводители критикуют новые подходы в ценообразовании на лекарства

18.09.2017

В Геленджике 14 сентября начала работу вторая по счету ежегодная конференция «Биотехмед» — деловой форум, собравший на одной площадке представителей медицинской и фармацевтической промышленности, специалистов в области информационных технологий, а также профильных федеральных чиновников. Первое выступление на первом пленарном заседании форума задало высокий градус всем последующим дискуссиям: генеральный директор компании «Биокад» Дмитрий Морозов подверг острой эмоциональной критике готовящийся Минздравом проект новой методики ценообразования ЛС. И был поддержан другими представителями фармсообщества.

Скидки не на жизнь, а на смерть

Рынок дженериков исчерпает свой потенциал в ближайшие два-три года — об этом на пленарном заседании, открывшем работу конференции «Биотехмед-2017», сообщил генеральный директор компании «Биокад» Дмитрий Морозов. «Дженериковый рынок уже не будет тем драйвером развития фармацевтической индустрии, которым он является в последние пять-десять лет. Не будет таких цен, не будет интересных препаратов. Они будут выходить быстро, цены будут падать, и потенциала для развития новых продуктов не будет. Если кто-то рассчитывает, что в дальнейшем дженериковый рынок будет кормить новые препараты, то это ошибка», — сказал он.

Но коллапс на фармацевтическом рынке наступит намного быстрее, чем исчерпается дженериковый потенциал, убежден г-н Морозов. Такой вывод он сделал, ознакомившись с проектом новой методики регистрации цен на жизненно важные лекарства, который планируется внести в правительство к концу осени.

«На примере нашей компании мы посчитали, что при выходе биоаналога мы должны будем предоставить скидку государству в 60% от цены оригинала. Но оригинатор не обязан ничего предоставлять — он как жил по высоким ценам, так и живет. А если он вдруг решил понизить цену — мы тоже должны понизить. То, что написано сейчас, убийственно для фармы, это коллапс, — считает Дмитрий Морозов. — В случае принятия этого документа мы фиксируем где-то 3 млрд руб. убытков, закрываем три проекта, и 250 человек — молодых, талантливых, способных исследователей нашей компании из того исследовательского центра, где президент был в декабре, оказываются на улице. Мы уже не сможем поддерживать прежний темп развития и вынуждены будем закрывать проекты».

Еще одна новелла, которая возмутила бизнесмена, — благодаря понижающему коэффициенту, закрепленному в проекте методики, предельный уровень рентабельности для инновационного оригинального препарата установлен на уровне 30%.

«Это называется инвестиционный потенциал фарм­отрасли, — негодует г-н Морозов. — Если такой документ будет принят, мы вынуждены будем переводить свои R&D-подразделения в Чехию, например, и привозить свой препарат из-за границы, чтобы обойти эту 30%-ную рентабельность».

Дискриминация возвращается?

Более острого и актуального вопроса, чем ценообразование, сегодня нет на рынке, считает глава ГК «Герофарм» Петр Родионов. Он назвал предлагаемые государством проекты методики ценообразования и определения начальной минимальной цены контракта переходом от инвестиционной модели фармотрасли к политике выживания. «К российской фарме изначально был дискриминационный подход: по ценообразованию, по доступу на рынок. И только выравнивая возможности, мы получили доступ на рынок. Только благодаря этому мы можем говорить, что биотехнологии в России есть, что есть компании полного цикла, которые создают молекулу с нуля, инвестируют в разработки и производят субстанции здесь, на территории РФ. Большая часть заводов и лабораторий введены в эксплуатацию в последние пять лет, потому что мы получили, хотя и жесткие, но понятные и прозрачные правила игры, позволяющие отсеивать неконкурентоспособных игроков. Теперь же мы переходим к политике выживания, как в Египте, Узбекистане или в Турции: какие бы меры гос­поддержки там ни предлагались — «не взлетает», потому что рынка нет, там такая модель ценообразования, что даже производство готовых лекарственных форм не имеет никакого смысла».

Эксперт высоко оценил предлагаемый объем гос­поддержки. Льготное кредитование, субсидирование, фонд развития промышленности, постановление правительства № 1289, которое поддерживает производство субстанций на территории РФ, — все это позволяет двигаться вперед. Но предложенные методики ценообразования и определения начальной цены лота — это два документа, которые блокируют работу мер поддержки.

Это временно

Работа по совершенствованию государственного регулирования цен на ЖНВЛП проводится в течение последних семи лет, вопросы ценорегулирования — болезненные с точки зрения обеспечения доступности новых ЛС для граждан и для ограниченных ресурсов здравоохранения, заметил в оправдание государственной ценовой политики директор Департамента государственного регулирования обращения лекарственных средств Минздрава России Арсалан Цындымеев: «В соответствии с Законом об обращении ЛС, мы должны соблюдать баланс интересов между пациентами, т.к. мы движемся к пациенториентированной модели, и бизнесом. У бизнеса должна оставаться достаточная прибыль, которую они инвестируют в другие проекты. С одной стороны, они получают субсидию от Министерства промышленности, с другой — должны вернуть часть этих инвестиций и себе, и государству. Государство должно получить пользу от вывода на рынок качественного препарата. Но при этом он не должен быть дороже, т.к. если он окажется дороже того, что было до сих пор, тогда в чем смысл нашей поддержки, которую мы оказываем через федеральную целевую программу?»

Такая система регулирования носит временный характер, пояснил чиновник, она была когда-то создана как антикризисная мера. Концепция ценорегулирования не менялась с 2009 г., она лишь совершенствовалась, чтобы хоть как-то сдерживать цены. Параллельно стояла задача предотвратить вымывание ЛС нижнего ценового сегмента.

Оптимальные механизмы давно обкатаны в мире — это система возмещения расходов за лекарственное обеспечение и система референтных цен, отметил г-н Цындымеев: «Минздрав в пилотном режиме испытывает эти подходы, т.к. в разных регионах разный социально-экономический потенциал. И по результатам этих пилотов будут выбраны наиболее удачные модели».

Кроме того, представитель Минздрава напомнил, что вопросы экономического анализа и экономической обос­нованности тех или иных моделей являются компетенцией ФАС. «Где-то, возможно, мы допустили перегибы в проекте методики, редакция которой обсуждается в настоящий момент, — признал Арсалан Цындымеев. — Методика ценообразования — мера временная и должна постепенно уйти. Мы должны решить, как нам перейти к системе возмещения. С этой целью Министерство здравоохранения реализует проект по мониторингу фактических цен в рамках государственных муниципальных закупок ЛС — это один из шагов на подступе к расчетам референтных цен».

В ходе конференции отмечалось: биомедицина — технология дорогостоящая. Успех формирования рынка биомедицины зависит от доступности инновационных лекарств конечному потребителю. Для этого производителю необходим гарантированный сбыт по оптимальной цене, позволяющей делать вложения в новые разработки.

Регистрируясь, вы принимаете условия
Пользовательского соглашения