Фармпроизводители формулируют предложения по развитию экспортного потенциала

08.06.2018

Министерство промышленности и торговли РФ продолжает разработку стратегии «Фарма-2030». Основные ее приоритеты формируются в диалоге с представителями отрасли. Как известно, одним из важнейших направлений будущего десятилетия станет развитие экспорта произведенных в России лекарств.

Окно в Европу

Еще недавно к освоению зарубежных рынков большинство экспертов отечественной фармы относилось скептически. Причина была в несовершенстве регуляторики и сомнениях в соотношении цена/качество.

Сегодня ситуация в оценке экспортного потенциала меняется. По данным, которые приводил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, в минувшем году экспорт фармпродукции впервые превысил 700 млн долл. По его словам, виден потенциал для четырехкратного увеличения до 2025 г. Таким образом, общий объем может достичь 2,8 млрд долл.

Ряд препаратов сейчас проходит регистрацию в более чем 60 странах мира. Особенно важно, что речь идет не только о локализованных зарубежных, но и отечественных производителях. Более того, ряд российских фармкомпаний относит выход на зарубежные рынки к своим основным стратегическим направлениям. Одна из них — петербургская «Солофарм».

«Мы продаем за рубеж свою продукцию на несколько миллионов долларов в год и считаем, что экспорт — основной драйвер роста фармкомпаний в горизонте ближайших трех-пяти лет», — подчеркнул в беседе с «ФВ» генеральный директор «Солофарм» Олег Жеребцов. В первую очередь производитель, как и некоторые другие компании, ориентируется на Азиатский регион. При этом в настоящее время идет интенсивная работа по освоению европейских рынков, например, поступают запросы из Франции, Германии, Польши, Болгарии, Греции. По мнению эксперта, главный козырь российских фармкомпаний при переговорах с потенциальными зарубежными партнерами — низкая себестоимость продукции при ее высоком качестве.

Путь к признанию

Вместе с тем г-н Жеребцов обратил внимание на серьезные препятствия, с которыми приходится сталкиваться отечественным производителям. «Российская производственная GMP-лицензия не признается за рубежом, — констатировал он. — Это означает, что экспорт в США, ряд стран Европы и Азии становится невозможен».

Кроме того, регистрация отдельных российских препаратов также не признается другими странами, с сожалением отметил собеседник «ФВ». «Поэтому, зарегистрировав препарат в России, мы должны для экспорта отдельно регистрировать его в большинстве стран мира».

Наконец, российские производители изделий медицинского назначения не могут получить сертификат ISO 13485, который регулирует их экспорт, заключил Олег Жеребцов. Следовательно, нет возможности и получить отдельную регистрацию на СЕ маркировку.

Поддержать и удержать

Можно только приветствовать призыв Минпромторга к фармпроизводителям выходить с конкретными предложениями по улучшению ситуации в экспорте лекарств. Тем более, что самих предложений уже накопилось немало. По мнению президента компании «Акрихин» Дениса Четверикова, в совершенствовании экспортного направления можно выделить две составляющие — регуляторную и коммерческую.

Так, с точки зрения регуляторики «желательно обеспечить субсидирование клинических исследований специально под регистрацию отечественных препаратов на экспортных рынках и внедрить CTD*-формат как обязательный стандарт для регистрации в России», — подчеркнул он. «С коммерческой точки зрения надо обеспечить за счет государства страхование дебиторской задолженности по экспортным поставкам, — считает г-н Четвериков. — Такая практика существует, например, в Индии и Израиле».

Коммерческий директор компании «Полисан» Дмитрий Борисов считает необходимым вернуть программу поддержки экспорта в части возмещения процентной ставки по затратам на производство препаратов на зарубежные рынки. Эксперт отметил, что не так давно такая программа уже была, но ее отменили в 2013 г.

Среди других мер, которые, отметим, уже направлены в Минпромторг, он выделил компенсацию транспортных затрат при экспорте ГЛС и субстанций, произведенных на территории РФ. Кроме того, по словам собеседника «ФВ», необходимо участие торговых представительств РФ за рубежом с целью лоббирования интересов российских фармацевтических компаний, да и всего бизнеса.

«Хорошим импульсом для экспорта, конечно, стала бы отмена санкций и нормализация отношений с Украиной», — добавил г-н Борисов. Для российских компаний этот рынок занимает первое место по экспорту, однако предсказать будущее российско-украинских отношений непросто. Скорее всего, о развитии экспорта можно говорить разве что с точки зрения далекой перспективы. А нынешняя неопределенность способствует усилению активности на новых рынках.

Тем временем обсуждение стратегии «Фарма-2030» продолжится на главных отраслевых площадках. Сам формат ее наполнения предполагает активную позицию и участие игроков фармрынка. И если все получится, программа, подобно своей младшей сестре «2020», может стать примером успешного и плодотворного взаимодействия регуляторов и бизнеса.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––
* CTD (Common Technical Documentation) — структура регистрационного досье.

Регистрируясь, вы принимаете условия
Пользовательского соглашения