Врачам предлагают искусственный интеллект для назначения лекарств

05.03.2018

Растущие, словно грибы после цифрового дождя, стартапы в области IT-медицины начинают предлагать медицинскому сообществу не только дистанционное обслуживание, но и помощь в подборе лекарственных препаратов, задействуя искусственный интеллект (ИИ). По задумке авторов, самообучающаяся система позволит повысить качество обслуживания, а также сократить время приема пациента. Только вот у медиков такие выгодные предложения вызывают недоумение: если врач не может справиться с выбором лекарства и обращается к обучающейся машине, то какого размера участок кладбища он готов взять под свою ответственность?

Проверка на вшивость

С 2017 г. на рынке IТ-здравоохранения сразу несколько компаний решили зайти в лекарственный сегмент, предложив услугу оперативного подбора препаратов пациенту в формате «третьего мнения». Как известно, медицинский специалист во время работы с пациентом вносит всю имеющуюся информацию по больному в медицинскую информационную систему (МИС). При установке совместимого приложения самообучающейся системы врач сможет переходить в интерфейс, открывшийся в соседней вкладке браузера либо внутри МИС. В ней синхронно отображается собранная на текущем и прошлом приеме медицинская информация о пациенте: его патологии, результаты диагностики, прошлые визиты к врачам.

Внутри интерфейса доктор видит предлагаемые классы лекарственных средств, а также сами ЛС по каждому из распознанных системой диагнозов и состояний пациента. «Искусственный интеллект распознает их как классы препаратов, несущие наибольший вклад в достижение целевых результатов лечения данного пациента. Например, при остром цистите базовые классы — антибиотики и диуретики», — поясняет Александр Макаров, операционный директор компании Droice Labs, разрабатывающей интеллектуальные системы по поддержке медицинских решений. Вместе с рекомендациями ЛС медик также может получить варианты по дополнительной диагностике пациента, немедикаментозной терапии. Например, комплексы ЛФК и диетические столы. Каждая предлагаемая категория содержит в себе несколько вариантов терапии для данного пациента, с прогнозируемыми побочными реакциями, возможными взаимодействиями ЛС друг с другом, а также ожидаемой успешностью терапии и ориентировочной стоимостью препарата. Врач выбирает подходящие варианты по каждой категории, они добавляются в лист рекомендаций и назначений пациента.

Высокотехнологичные костыли

Как отмечает г-н Макаров, оперативность системы позволяет экономить время врача и увеличивать пациентопоток. «Мы проводили исследование в 20 российских поликлиниках. Результат показал, что каждый третий врач корректировал свою оценку при пользовании нашей системой. Решение помогает не только поднять качество медицинской помощи, давая врачу детализированную информацию, но и оптимизирует рабочий процесс», — рассказал Александр Макаров. Его компания рассчитывает зарабатывать на снижении затрат и увеличении трафика медицинских учреждений. Стоимость месячной поддержки IТ-решения оценивается для заказчиков в три-пять средних чеков за врачебный визит, исходя из того, что пациентопоток увеличится на несколько десятков пациентов в месяц по каждому врачу.

В то же время экспертов на рынке IT-технологий терзают смутные сомнения. «Скорее, такие системы можно отнести не к рекомендательным, а к информационно-аналитическим. Врач может воспользоваться ими, а может полагаться исключительно на свои знания. Но исследование по онкологическому препарату выявило, что врачи не всегда понимают место препарата в линиях терапии, если он только появился на рынке, даже по МНН», — говорит генеральный директор Semantic Hub Ирина Ефименко, чья компания также предлагает решения на базе искусственного интеллекта.

Руководитель направления цифровой медицины компании «Инвитро» Борис Зингерман считает, что вряд ли профильному врачу понадобится совет машины. Складывается впечатление, что медицинское сообщество не готово полагаться на искусственный интеллект. «Если врач плохой, то любой интеллект будет лучше него прописывать лекарства. Искусственный интеллект может выбирать для человека автомобиль, но люди на это не согласятся, потому что считают себя тонкими индивидуальными существами», — резюмировал директор DrugDevelopment.ru Дмитрий Кулиш.

Регистрируясь, вы принимаете условия
Пользовательского соглашения