Поставить на поток

20.11.2012

 

Размещение в крупных торговых и торгово-развлекательных центрах гарантирует аптеке стабильную, хотя и не всегда высокую, прибыль. Неудивительно, что владельцы этих фармпредприятий, жалуясь на конкуренцию с бутиками, не собираются отказываться от такой возможности. Единственное исключение — город Курган, жители которого считают услугу аптеки «полезной», а предложение ТРЦ — «приятным» и стараются не смешивать одно с другим.

Как уверяют в Челябинском ОГУП «Областной аптечный склад», из-за кризиса заведения стрит-ритейла плохо себя чувствуют в отдельно стоящих магазинах, и только некоторые сегменты, в т.ч. аптечная розница, способны работать по-прежнему рентабельно. При этом все признают, что аптека даже быстрее выходит на плановые показатели по выручке, если работает в крупном торговом центре — за счет трафика, которым она пользуется, не отвлекая средства на яркую вывеску и рекламные акции.

Безусловным лидером по количеству ТЦ и ТРЦ на Урале остается Екатеринбург. В Челябинске и Тюмени центров меньше, но все они нацелены на сегмент масс-маркета, ориентированный в числе прочих услуг и на продажу лекарств. Основным правилом расположения аптеки в ТРЦ остается ее соседство с супермаркетом продовольственных товаров — если не дверь в дверь, то хотя бы в непосредственной близости. Перенос аптеки в зону бутиков практически сразу обрекает торговую точку на банкротство.

«Мы располагаемся рядом с гипермаркетом «Наш» (ТРК «Горки», Челябинск), — рассказывает директор аптеки «Радуга» Елена Чистякова. — И стабильный поток покупателей позволяет при относительно невысоком среднем чеке в 200—300 руб. выполнять все финансовые планы». О той же тенденции — сниженном среднем чеке по сравнению с другими аптеками сети — говорит и исполнительный директор тюменской сети аптек «Калинка» Олег Морев: «Мы понимаем, что наши клиенты вряд ли ходят в торговый центр за рецептурными препаратами. Обычно это спонтанные покупки — витамины, гормональные и обезболивающие средства, препараты для ЖКТ, сезонные лекарства и парафармация. Дорогие лекарственные средства и медицинское оборудование в ТРК практически не покупают».

Залог успешной работы аптеки в ТЦ — уникальность ее парафармацевтического ассортимента. В этом сегменте фармритейлу приходится конкурировать с крупными сетевыми магазинами косметики и парфюмерии, а также с бесчисленным количеством мелких монобрендовых отделов. А т.к. доля нелекарственных препаратов в целом невысока (в среднем около 18—20%), при совпадении брендов аптека неминуемо проиграет специализированным отделам.

Иногда роль «магнита» — продуктового супермаркета — выполняет социальный объект. Например, пока в ТК «Синегорье» (Челябинск) работал городской автовокзал, располагавшаяся там аптека сети «Живая капля» легко отбивала арендную плату и приносила своим владельцам достойную прибыль. «Сейчас, когда количество даже праздно гуляющих по комплексу людей сократилось в разы, мы испытываем очень большое давление со стороны тех компаний, которые торгуют сходным с нами товаром — детским питанием, косметикой, БАД. Хотя по-прежнему хорошо продаются безрецептурные препараты — как ни крути, мы ближайшая аптека к железнодорожному вокзалу, так что в определенном смысле расположение еще можно назвать выгодным», — рассуждает зам. генерального директора по фармацевтической деятельности сети аптек «Живая капля» Елена Фещенко.

Однако, по словам участников рынка, возможностью обеспечить большой поток посетителей малыми затратами — едва ли не единственный плюс работы в торговом центре. Нередко арендные ставки для аптек выше, чем для остальных арендаторов: «Таковы реалии — аптека не является для ТРК якорным арендатором, собственнику нет никакой выгоды идти здесь на уступки. А учитывая тот факт, что на весь огромный комплекс обычно предусмотрена только одна фармацевтическая точка, и за тобой очередь желающих занять теплое место, сыграть на понижение не удастся», — поясняет Олег Морев. Из крупных городов УрФО вне тенденции размещения аптек в торговых центрах остается только Курган. Здесь работает шесть крупных торговых и торгово-развлекательных центров, однако только в одном из них — ТЦ «Зауральский торговый дом» — открыта аптека ведущего местного игрока ОАО «Курганфармация». Как пояснил Игорь Сазонов, владелец аптек «На Дворянской», «Троицкая», «Зоя», «Мария», «Таблетка» и т.д. (все — ИП «Сазонов И.А.»), таков менталитет покупателей: «Жители Кургана пока не привыкли смешивать форматы заведений. В ТРК можно посмотреть кино, поиграть в автоматы, перекусить. Но аптека — это для наших покупателей всегда уединенное, тихое место, серьезное заведение, несовместимое с индустрией развлечений».

Не работает в Кургане и другой популярный тренд — если разместить аптеку непосредственно в самом ТЦ невозможно, собственники арендуют или выкупают помещение в соседних с ним зданиях. «Все наши ТК и ТРК расположены обособленно и к тому же окружены парковками, идея непосредственной близости не работает», — говорит Игорь Сазонов. Пока никаких тенденций к изменениям сложившейся ситуации эксперт не видит, но оговаривается: «Как только вектор покупательских предпочтений поменяется, я первым в этом городе открою аптеку в торговом центре».

Наблюдатели, впрочем, полагают, что ждать осталось недолго.

Регистрируясь, вы принимаете условия
Пользовательского соглашения