Раскрылись два парашюта

04.12.2012

Челябинская «Классика» точечно десантировалась в Тюмени

 

ООО «Аптека «Классика» начала обещанную еще в 2006 г. экспансию на рынок Тюмени. Последние несколько лет фармритейлер активно работал в соседней Свердловской области, строил планы завоевания «приволжских» Уфы и Оренбурга, а в европейской части страны рассматривал даже площадки двух столиц. О точечном дебюте и перспективах «Классики» в Тюмени корреспонденту «ФВ» Надежде Кузнецовой рассказали участники местного рынка.

Впервые о планах выхода на тюменский рынок руководство «Классики» заявило еще в 2006 г. Владелец аптечной сети Олег Колесников обозначил это направление как приоритетное. В начале 2010 г. проект обрел конкретные формы. Предполагалось, что в 2010 г. в Тюмени откроется семь аптек, к концу 2011 г. их число возрастет до 15, причем практически 100% помещений под фармточки будут построены самостоятельно или оформлены в собственность. Объем инвестиций только за первый год экспансии должен был составить порядка 200 млн руб.

Однако этим планам не суждено было реализоваться в срок, и первые аптеки сети «Классика» (в Ткацком проезде, 16, и на улице Моторостроителей, 5) появились в Тюмени только летом текущего года. По мнению генерального директора ОАО «Областной аптечный склад» (Челябинск) Александра Андреева, задержка в реализации тюменских планов «Классики», скорее всего, объясняется региональными особенностями: «Тюменский рынок давно «славится» высокой коррумпированностью, чужих там не любят. Видимо, для того чтобы пробиться через все препоны, «Классике» и понадобилось столько времени. Но раз удалось, зацепились, значит, шансы на успех есть».

Подробностей в «Классике» не разглашают. Коммерческий директор сети Роман Ковалевский подчеркнул: «Мы решили не анонсировать начало работы в Тюмени для прессы, это принципиальная позиция. Впрочем, мы не стали разворачивать и масштабную рекламную кампанию в самом городе, зато постарались максимально полно донести информацию о выходе на рынок до жителей ближайших домов и кварталов — наших потенциальных покупателей. Поэтому никакой информации о финансовых моментах или других подробностях открытия пока не будет».

Подобную закрытость «Классика» демонстрирует впервые. К примеру, практически все этапы завоевания екатеринбургского фармрынка, куда «Классика» пришла в 2008 г., — открытие первых аптек, покупка Олегом Колесниковым магазинов «Хозтовары», принадлежащих торговой сети «Купец», а затем и самого «Купца», приобретение помещений питерской «Первой помощи» — свободно комментировались собственником для прессы. Не исключено, что такая информационная открытость была следствием бизнес-удач «Классики» на Среднем Урале, на рынке которого ее доля составляет более 30%.

Добьется ли «Классика» подобных результатов в Тюмени, пока прогнозировать сложно. Эксперты называют рынок фармрозницы в Тюмени очень насыщенным и потому трудным для входа новых игроков. «Для нас ситуация, когда в одном жилом доме на первом этаже работают две-три аптеки, вовсе не кажется удивительной, — рассказывает исполнительный директор сети аптек «Калинка» Олег Морев. — Сложно судить о планах и амбициях «Классики», но две открытые точки не окажут на рынок ни малейшего влияния».

Впрочем, некоторые аптеки, расположенные вблизи от тюменских точек «Классики», уже ощутили потенциал конкурентов. «Наши потери составили примерно 15% от общего числа клиентов, — сообщил «ФВ» зав. аптекой «Медсервис-Фарма», расположенной по соседству (Ткацкий проезд, 14), Татьяна Белькова. — «Классика» привлекает и новизной, и активной наружной рекламой, и ассортиментом. Но это не повод опускать руки, надо лишь работать над собой». А вот в аптеке сети «Фирма КОП» подобной проблемы не заметили: «Наши финансовые и иные показатели никак не изменились с момента открытия по соседству «Классики», — отмечает зав. аптекой, работающей через дорогу (ул. Моторостроителей, 10), Елена Цветкова. — Мы привыкли работать в условиях жесткой конкуренции, и появление еще одной аптеки в непосредственной близости особого эффекта не произвело».

Генеральный директор ОАО «Тюменская Фармация» Андрей Кузнецов также не видит особых причин для беспокойства. Даже если планы «Классики» по числу и темпам открытия аптек образца 2010 г. будут выполнены, полагает он, кардинальных изменений на рынке не произойдет: «Тюмень видела уже не одну попытку аптечных сетей из других регионов поделить рынок. Одной из последних у нас появилась башкирская сеть «Аптека отличных цен», открывшая к настоящему моменту уже 16 точек — вполне сопоставимо с планами «Классики». Да, остальные игроки рынка почувствовали некий спад, определенные потери, но никто не разорился и с рынка не ушел. Думаю, что и в случае с «Классикой» будет примерно так же».

Участники рынка сходятся во мнении, что «Классике» еще только предстоит узнать о подводных камнях торговли лекарствами в Тюмени, связанными в т.ч. с бюрократическими проволочками при лицензировании аптек и аптечных пунктов. Кроме того, по словам местных фармритейлеров, органическое развитие челябинской сети могут затруднить дефицит и дороговизна коммерческих площадей — нередко даже точки с высокой проходимостью оказываются в Тюмени совершенно нерентабельными. Говорят, лучшим вариантом для «Классики» была бы покупка местного игрока. Вопрос: кто захочет продать бизнес?

Регистрируясь, вы принимаете условия
Пользовательского соглашения