Офис в радость

09.06.2017
00:00
Большинство российских офисов представляют собой обезличенное пространство с серыми стенами и стандартной планировкой. Соискатель вряд ли запомнит такой интерьер в череде собеседований при выборе будущего работодателя. Но есть компании, где сразу, еще с порога, хочется остаться работать…

Институт Gallap в ходе опроса 25 млн работающих американцев выяснил, что ежегодные потери компаний из-за низкой производительности труда неудовлетворенных сотрудников оцениваются в 550 млрд долл. Между тем правильная организация рабочей среды может в значительной степени повлиять на удовлетворенность работой. Как показывают результаты исcледования Steelсase, разумно организованное офисное пространство способно повысить вовлеченность сотрудников на 88%.

Зеркало культуры

По мнению экспертов, возможности офисного пространства как инструмента повышения эффективности персонала работодатели недооценивают. По данным опроса компании «Апостроф-медиа», 73% российских HR-ров заявляют, что офисное пространство в их компаниях отвечает корпоративной культуре и отражает ее. Однако лишь 40% признают, что оно функционально влияет на процесс и результаты работы персонала. Стоит иметь в виду, что эти цифры наверняка завышены, т.к. оценки исходят не от внешних экспертов.

Между тем, как отмечает директор по развитию «Апостроф-медиа» Татьяна Ананьева, один из актуальных трендов 2017 г. в области управления персоналом, на который обратил внимание журнал Forbes, связан с организацией рабочей среды. В продвинутых компаниях HR-служба и административный департамент работают вместе, превращая офис в единое пространство, транслирующее корпоративную культуру и послания компании действующим и потенциальным сотрудникам.

Важен не только дизайн, но и организация пространства с учетом влияния на эффективность труда. Большую роль здесь играют переговорные, зоны для неформального общения, кухни, места для отдыха, уголки «уединения» и пр. Одна из компаний при планировании нового офиса сократила кофе-поинты, решив сэкономить на площади помещений. И получила проблему — после переезда повысилась текучка персонала, ухудшилось взаимодействие между сотрудниками и качество проектов. Стали разбираться. Оказалось, что причина — в ликвидации мест неформального общения, коими являлись кофе-поинты.

«Кухни — значимый канал коммуникации, а не просто место, куда сотрудники приходят перекусить. Они формируют атмосферу, которая влияет на качество взаимодействия», — подчеркивает Татьяна Ананьева. По ее словам, пространство офиса должно быть населено «смыслами», будь то визуально-графическая информация или предметы с «историей» — награды, подарки, предметы искусства и т.д. «Нет ничего лучше для рассказа о ценностях компании при адаптации сотрудника, чем «корпоративные легенды», соотнесенные с предметами в офисе», — считает эксперт.

Футбол и капсулы для сна

Так каким же должен быть современный офис?

Признанными лидерами в новизне подходов к организации офисного пространства являются компании IT-сектора, где очень велика значимость и стоимость человеческого ресурса и самая высокая конкуренция за персонал. Cтильными офисами славится компания Google. В них можно, например, увидеть коконы-переговорные, скалодром, висячие кресла-стручки и даже капсулы для сна. В московском офисе компании Mail.ru eсть футбольное поле, которое при необходимости трансформируется в конференц-зал на 500 мест или кинотеатр. В офисе ABVEE, огромное open space пространство разделено на секции-кубики, каждая из которых оформлена в соответствии с индивидуальностью хозяина (цвет перегородок, освещение и пр.). Сотрудникам разрешено окружать себя любимыми вещами и даже приносить домашних животных (живут черепахи, хомячки), ходить в тапочках. Все это, конечно, отражает специфику компании, где трудятся разработчики ПО.

В фарме, где тоже высока ценность человеческого капитала и идет острая борьба за кадры, также есть яркие примеры того, как по-современному обустроить офис. Компания «Ново Нордиск», год назад переехавшая в новое здание БЦ «Крылатские холмы», продумала все до мелочей, чтобы сделать офис не только удобным для сотрудников, но и правильным с точки зрения эффективности бизнес- процессов.

Novo Nordisk Way

Первое, что бросается в глаза, когда переступаешь порог «Ново Нордиск», — «зеленая стена» из растений с логотипом компании в центре. Отличное место для селфи. И хороший способ HR-брендинга, если фото попадет в соцсети.

Рабочие зоны в двух крыльях здания — это просторные открытые пространства. Высокие потолки. Окна во всю стену с видами на лесопарк. Много воздуха, света. Мебель светлого дерева, светло-серый ковролин, поглощающий звуки. В дизайне преобладают экологичные цвета — белый, зеленый. Повсюду расставлены растения. И это не просто элемент декора. Доказано, что зелень в офисе повышает продуктивность работы.

Все переговорные расположены по центру зала, каждая имеет свое имя, одна из них названа в честь одного из основателей компании. Новичок обязательно остановится у таблички с именем, поинтересуется и больше узнает об истории компании.

На матовом фоне стен переговорных читаются ценности и ключевые послания компании. Преподнесены ненавязчиво, в единстве с общей стилистикой офиса, соответствующей сдержанности скандинавской культуры и принципам компании — открытость, простота, гибкость. Стиль работы agility, который внедряет на всех уровнях новое руководство штаб-квартиры, нашел свое отражение в концепции российского офиса. Руководители доступны для сотрудников — их кабинеты отделены от зала прозрачными перегородками.

«Разрабатывая концепцию будущего офиса, мы думали о том, чтобы отделы могли хорошо взаимодействовать, — рассказывает директор по персоналу Наталия Смирнова. — В итоге рассадили сотрудников по зонам так, чтобы им было комфортно общаться с коллегами, не теряя время на звонки и переписку. Вскоре заметили: решения стали приниматься быстрее, эффективность работы повысилась».

«Ориентируясь на опыт штаб-квартиры, мы учитывали и российскую специфику, — делится PR-менеджер Вероника Шатух. — В России многие вопросы решаются в неформальной обстановке, и мы решили создать много зон для неофициального общения».

В офисе две «кухни» — и это не зажатые в тесном углу кофе-поинты, а большие светлые кафетерии, которые могут служить местом неформальной групповой работы. Плюсы очевидны. Не надо заранее заказывать переговорную — можно в любое время быстро собраться и обсудить проблему или идею. Кроме того, есть уютные зоны, где можно отдохнуть и пообщаться в узком формате.

Перейдя от коридорно-кабинетной системы размещения персонала к открытым пространствам, компания только выиграла. Опасения сотрудников — дескать, в open space будет сложнее работать из-за общего шума, невозможности сосредоточиться, не оправдались. Тишине способствует большой метраж помещения и звукоизоляция рабочих мест (перегородки покрыты звукопоглощающим материалом). Если нужно позвонить по личным делам или предстоит длительная беседа с клиентом, можно уединиться в специально оборудованных для этих целей кабинетах. Принтеры, копировальная техника вынесены в специальные закрытые зоны, что тоже снижает уровень шума.

Следуя принципу «Мы обеспечиваем здоровую и привлекательную рабочую среду», компания позаботилась об эргономике рабочих мест и учла новые подходы к профилактике издержек сидячей работы. Все столы оборудованы подъемными механизмами, позволяющими работать стоя. Ценно и то, что люди могут регулировать уровень кондиционирования воздуха в своей рабочей зоне. А принципы здорового питания реализуются в ассортименте кафетерия: на столах свежие и сухофрукты, орехи, мультизерновые хлебцы и травяные чаи.

Офис имеет свое лицо. На перегородках прорисованы молекулы препаратов компании. Один из элементов декора — фигурка быка Аписа, символа из логотипа «Ново Нордиск». В коридорах можно увидеть информацию об истории компании, ее достижениях, фотографии корпоративной жизни. Монитор в режиме онлайн показывает цифры выполнения плановых показателей. Здесь каждый может почувствовать пульс работы компании, свою причастность к общему делу.

«Новый офис придает невероятный драйв работе, повышает вовлеченность. И это не пустые слова», — говорит менеджер по проектам Екатерина Сырунина. В рамках программы развития молодых талантов Екатерина два года назад уехала на стажировку в штаб-квартиру в Дании, потом в региональный офис в Швейцарию, потом в штаб-квартиру в Дании и вернулась уже в новый офис. «Перемены разительные! Наш новый дом потрясающе влияет на настроение, эмоциональный фон, меняет подходы людей к работе. Все стало быстрее, проще, радостнее».

Компании

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.