У истоков иммунотерапии. История одного открытия

29.02.2016
00:00
Шел далекий 1893 год. Мучительный и кропотливый поиск информации, подбор состава и способа введения — все это осталось позади. Остались в прошлом первые попытки, успехи и поражения. В январе 1893 г. состоялось первое введение Коли-токсина, или вакцины Вильяма Коли (Coley's vaccine), за что врач и ученый Вильям Брэдли Коли (William Bradley Coley) впоследствии получил титул «отца иммунотерапии». Это была своеобразная точка отсчета истории иммунной терапии.

Как все начиналось

Как это обычно бывает в медицине и фармакологии, все началось со случайности. Вернее, с печального клинического случая.

Вильям Брэдли Коли, молодой и подающий надежды выпускник колледжа при Йельском университете и Гарвардской медицинской школы, работает хирургом в Нью-Йорском онкологическом госпитале (New York Cancer Hospital). К нему на прием приходит 17-летняя девушка, у которой диагностирована злокачественная опухоль кости. По всей видимости, это была остеосаркома или саркома Юинга. Несмотря на принятые хирургические меры, молодая пациентка умирает через 10 недель от множественных метастазов.

Столь быстрое распространение процесса с печальным концом глубоко потрясает Вильяма Коли. Он предпринимает попытки собрать любую значимую информацию о случаях излечения с целью найти эффективное лекарство.

В одной истории болезни Вильям Коли находит свидетельство необычного излечения от злокачественной опухоли шеи после того, как пациент заразился и переболел тяжелой формой рожистого воспаления. Тщательное изучение литературных источников натолкнуло его на мысль, что все дело именно в инфекции, вернее, в ее возбудителе.

Как потом писал Вильям Коли в одной из своих статей, на эти размышления его навели публикации немецких коллег — W. Busch о влиянии рожистой инфекции на течение опухолевого процесса и J. Paget о влиянии некоторых видов инфекций на уменьшение объемов ряда опухолей.

Первые попытки

Вильям Коли был убежден, что наличие тяжелой инфекции может привести к обратному развитию опухоли. Как позже он напишет в своих трудах, первый случай введения живой стрептококковой культуры датируется 2 мая 1891 г. Культура была приобретена в лаборатории Роберта Коха, после ее введения молодому итальянцу 35 лет с саркомой шеи и миндалин развилась клиника тяжелой инфекции. Спустя некоторое время на страницах The American Journal of the medical sciences Вильям Коли описывает регресс опухоли и указывает, что «состояние пациента в настоящий момент (спустя два года) очень хорошее»1.

Несмотря на достигнутый успех, последующие два случая, как это часто бывает, оказались не столь удачными: независимо от того, что размеры опухоли уменьшались, пациенты умирали от инфекции.

Вильям Коли понимает, что введение живых бактерий опасно. После долгих размышлений он принимает решение поменять тактику и продолжить попытки лечения введением стрептококков, убитых путем нагревания. Опытным путем пытаясь усилить действие вакцины, он добавляет второй компонент — грамотрицательную бактерию Serratia marcescens, известную своей способностью образовывать ярко-красный пигмент в месте роста.

Смесь двух убитых нагреванием бактерий стала впоследствии известна миру как Коли-токсин, вакцина Вильяма Коли или, как ее начали называть спустя многие годы, смешанная бактериальная вакцина. Первое введение Коли-токсина состоялось в январе 1893 г., положило начало исследованию длиной в целую жизнь и стало начальной точкой отсчета в истории иммунотерапии. А пациент 16 лет с неоперабельной и массивной опухолью живота, которому была введена первая доза Коли-токсина, получил дополнительные 20 лет жизни2.

История успеха

В течение последующих 45 лет тысячи пациентов получили лечение вакциной Вильяма Коли. У пациентов с неоперабельными саркомами была достигнута небывалая по тем временам почти 50%-ная пятилетняя безрецидивная выживаемость3.

Коли-токсин применяли до 60-х гг. прошлого века, а с 1990 г. препарат производился уже под торговым названием Vaccineurin одной из немецких фармацевтических компаний.

Что это было?

Успехи и результаты использования Коли-токсина долгое время не давали покоя ученым и исследователям. Сам Вильям Коли считал, что при введении Коли-токсина в организме человека начинают образовываться «токсические факторы», которые вредны для опухолевых клеток3. Отчасти он был прав. Как потом выяснилось, одним из активных начал вакцины является компонент клеточной стенки бактерий, который и повинен в лихорадке, наблюдаемой при его введении, — липополисахарид. Он является мощнейшим активатором иммунной системы.

А что сейчас?

Как оказалось, рано ставить точку в развитии этого сюжета. После серии публикаций канадская биотехнологическая компания MBVax Bioscience возобновила производство Коли-токсина для исследовательских целей в 2006 г.4

Открытия последних десятилетий, перевернувшие всю иммунологию, стимулировали новую волну интереса к Коли-токсину и его современным «потомкам».

Созданную в 1997 г. биотехнологическую компанию Coley Pharmaceutical Group в 2008 г. приобрела Pfizer, которая считает данное направление весьма перспективным для дальнейших разработок.

–––––––––––––––––––––––––––––––––
1 William B. Coley The treatment of malignant tumors by repeated inoculations of erysipelas with a report of ten original cases. The American Journal of the medical sciences. Vol. 105, 5. May, 1893.
2 Uwe Hobohm. Healing Heat: Harnessing Infection to Fight Cancer. Modern immunology plus historic experiments suggest a better way to gear up the human immune system to battle malignant disease // American Scientist. Vol. 97. 2008.
3 Jacob Bickels, Yehuda Kollender, Ofer Merinsky, Isaac Meller. Coley's toxin: Historical Perspective // IMAJ. Vol 4. June 2002.
4 http://www.mbvax.com.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.