Управление товарными категориями в аптеке
Как повысить валовую прибыль, количество покупок, средний чек, бэк-маржу и эффективно управлять ассортиментом
Что мешает запустить категорийный менеджмент в аптеке
Ключевых проблем, препятствующих запуску категорийного менеджмента, в аптечных сетях две: неправильное деление на товарные категории и отсутствие автоматизации процедуры категорийного менеджмента.
Аптечный категорийный менеджмент – технология автоматизированного управления ассортиментом путем разделения его на категории схожих препаратов и кластеров МНН и увеличения их доходности путем:
- определения оптимальной ширины товарной категории (кластера МНН) и ассортимента в целом;
- расчета допустимых ценовых границ категорий;
- поиска приоритетных товаров;
- вывода из ассортимента неприбыльных товаров;
- определения экономического профиля препаратов внутри товарной категории.
Разделение аптечного справочника на товарные категории
Разделение ассортимента на фармацевтические группы или группы, согласно АТХ-классификации, бессмысленно. Если нарушить логику наполнения товарных категорий и включить в одну категорию товары, не связанные друг с другом и не обладающие взаимозаменяемостью, то проведение анализа в этой группе приведет к ошибкам и неверным интерпретациям.
Товары относятся к одной категории, если:
- они применяются для удовлетворения одной потребности (применяются при одной нозологии);
- покупатель может взять только один товар из категории для удовлетворения своей потребности;
- продажа одного товара из категории прямо влияет на продажи других товаров, входящих в группу.
Покупатель воспринимает товарную категорию как единое целое, и вероятность того, что будут взяты одновременно два товара из группы для удовлетворения одной потребности, минимальна.
При разделении товаров на категории следует избегать двух крайностей: излишнего увеличения групп (например, неправильно создавать группу «Противопростудные» и помещать туда вперемешку товары, входящие в группу «Горячие напитки» и «Противопростудные противовирусные») или ненужного деления групп.
Определение ценовых сегментов внутри категории
Если при анализе категорий не учитывают ценовые сегменты, то это приводит к тому, что:
- продажи товаров нижнего ценового сегмента искажают статистику категории и демонстрируют непривлекательность ча...
Нет комментариев
Комментариев: 0