Управление товарными категориями в аптеке

Как повысить валовую прибыль, количество покупок, средний чек, бэк-маржу и эффективно управлять ассортиментом

20.11.2020
Категорийный менеджмент – концепция управления торговым пространством и ассортиментом, согласно которой ассортимент делится на группы схожих продуктов. Эти группы получили название товарных категорий. Цель категорийного менеджмента – максимальное удовлетворение потребности покупателя при увеличении прибыльности каждой товарной категории.

Что мешает запустить категорийный менеджмент в аптеке

Ключевых проблем, препятствующих запуску категорийного менеджмента, в аптечных сетях две: неправильное деление на товарные категории и отсутствие автоматизации процедуры категорийного менеджмента.

Аптечный категорийный менеджмент – технология автоматизированного управления ассортиментом путем разделения его на категории схожих препаратов и кластеров МНН и увеличения их доходности путем:

  • определения оптимальной ширины товарной категории (кластера МНН) и ассортимента в целом;
  • расчета допустимых ценовых границ категорий;
  • поиска приоритетных товаров;
  • вывода из ассортимента неприбыльных товаров;
  • определения экономического профиля препаратов внутри товарной категории.

Разделение аптечного справочника на товарные категории

Разделение ассортимента на фармацевтические группы или группы, согласно АТХ-классификации, бессмысленно. Если нарушить логику наполнения товарных категорий и включить в одну категорию товары, не связанные друг с другом и не обладающие взаимозаменяемостью, то проведение анализа в этой группе приведет к ошибкам и неверным интерпретациям.

Товары относятся к одной категории, если:

  • они применяются для удовлетворения одной потребности (применяются при одной нозологии);
  • покупатель может взять только один товар из категории для удовлетворения своей потребности;
  • продажа одного товара из категории прямо влияет на продажи других товаров, входящих в группу.

Покупатель воспринимает товарную категорию как единое целое, и вероятность того, что будут взяты одновременно два товара из группы для удовлетворения одной потребности, минимальна.

При разделении товаров на категории следует избегать двух крайностей: излишнего увеличения групп (например, неправильно создавать группу «Противопростудные» и помещать туда вперемешку товары, входящие в группу «Горячие напитки» и «Противопростудные противовирусные») или ненужного деления групп.

Определение ценовых сегментов внутри категории

Если при анализе категорий не учитывают ценовые сегменты, то это приводит к тому, что:

  • продажи товаров нижнего ценового сегмента искажают статистику категории и демонстрируют непривлекательность ча...
Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.