Что думают сотрудники аптек о конфиденциальности данных своих покупателей
Опрос среди сотрудников аптек проходил на сайте pharmvestnik.ru с 19 августа по 19 сентября 2022 года. В нем приняли участие 149 респондентов.
Обязательно к исполнению
Первостольники в силу своей профессиональной деятельности иногда знают больше подробностей о симптомах и осложнениях болезни своего покупателя, чем врачи. Они расценивают эту информацию как врачебную тайну, которую обязаны хранить. Так считают 77% опрошенных «ФВ» сотрудников аптек.
Требования по работе с врачебной тайной закреплены в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан» (ФЗ-323). В соответствии с ч.3 ст.73 ФЗ-323, на фармацевтических работников распространяется обязанность соблюдать врачебную тайну.
По мнению подавляющего большинства фармспециалистов, даже когда пациент сам показывает им свою медицинскую карту и просит пояснить назначение врача, они должны руководствоваться прежде всего этическими соображениями: «Считаю, что фармацевт должен быть тактичным, порядочным человеком». И, разумеется, соблюдать требование действующего законодательства. Этому учили специалистов в образовательных учреждениях, пояснил 81% респондентов.
При этом 14% считают, что исключения все же существуют. В своих комментариях некоторые специалисты отметили, что они не относятся к медицинским работникам, а значит, законодательство о врачебной тайне их не касается. К тому же бывают ситуации, при которых они не в состоянии гарантировать соблюдение конфиденциальности: «У нас прослушка стоит, хранить тайны сложно».
Что хранить
В понятие «врачебная тайна» входит информация о состоянии здоровья человека, включая сведения о факте его обращения за оказанием медицинской помощи, диагнозе, результаты его медицинского обследования и лечения*. Однако 41% аптечных работников считает, что конфиденциальной информацией является лишь диагноз. При этом часть опрошенных комментируют, что пациент сам должен нести ответственность за то, о чем рассказывает: «Есть диагнозы, которые посетители не скрывают, поэтому не расцениваю это как врачебную тайну».
И лишь 2% фармспециалистов сказали, что пациенты обвинили их в разглашении тайны:
«Женщина попросила прочитать аннотацию к препарату, в которой указан онкологический диагноз в показаниях к применению. После этого дочь этой женщины очень расстроилась. Сказала, что я не имела права давать больному человеку читать такие сведения».
Как хранить
Мы попросили фармспециалистов прокомментировать диалог первостольника и покупателя и высказать свое мнение.
Прочитайте описанную покупателем ситуацию в интернете и скажите, что думаете по этому поводу: пациент прав или нет?
Пару дней назад была в аптеке. Передо мной девушка, я рядом изучаю витрину.
Девушка фармацевту:
— Дайте, пожалуйста, бу-бу-бу (я не расслышала).
Фармацевт уходит, приносит упаковку и говорит громко:
— А вы свечи от молочницы используете? Обязательно нужно!
Я хмыкаю, девушка недовольно бурчит что-то в ответ.
Фармацевт громко:
— А вы знаете, что такое заболевание надо обязательно вместе с партнером лечить? Давайте две упаковки вам дам!
Девушка психует, разворачивается и уходит из аптеки.
Я понимаю, конечно, что фармацевт это делает по распоряжению руководства, навязывает товар и повышает продажи. Но он же нарушил врачебную тайну!
Мнения опрошенных разделились практически поровну. Первостольники отмечали, что аптека — не самое укромное место для хранения тайн и, если кто-то в очереди хочет послушать, что покупает человек перед ним, он без труда это сделает. Но при этом фармспециалисты отметили, что тактичности у их коллеги маловато. Сами они в деликатных ситуациях стараются не обидеть ненароком покупателя. А если требуется что-то уточнить или порекомендовать, то делают это шепотом.
*Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан» (ч.1 ст.13 ФЗ-323).
Нет комментариев
Комментариев: 0