Екатерина Молодец: «В Германии за аптечным бизнесом стоит человек, а не компания»

18.01.2021
17:09
Молодой фармацевт об особенностях работы в немецких аптеках и зарплатах первостольников.

Екатерине Молодец (Instagram: @pro.tabletki) всего 26 лет, но более восьми лет она работает в аптеках. Она окончила фармацевтический факультет Одесского медицинского института,а последние два года живет и работает в Германии в городе Росток. По ее словам, главное отличие работы фармацевта там – это ощущение себя не «продажником», а специалистом в полном смысле этого слова. При этом первостольники несут серьезную ответственность за свою работу. Например, за выдачу препарата без рецепта можно получить штраф либо ограничение свободы до одного года.

О тестах по инструкциям и работе «под присмотром»

Сложно ли в Германии иностранцу устроиться на работу?

Главное — знать язык и подтвердить специальность провизора. Все начинается со стажировки. Вы ходите в аптеку и смотрите, как там все устроено. Потом вы идете в Аптечную палату и проходите часовое собеседование. На этом этапе вам нужно доказать, что вы владеете языком настолько хорошо, чтобы понимать инструкции к лекарствам, консультировать покупателей.

Мне, например, дали инструкцию к препарату от диареи и стали спрашивать, можно ли его принимать детям (а там противопоказание — возраст до 18 лет).

Если вы прошли эти тесты, то приступаете к «работе под присмотром» — так это звучит по-немецки — и готовитесь к финальному экзамену.

При этом в маленьких городах и селах острая нехватка специалистов. Обычно молодежь едет учиться в крупные города и там же остается работать. Поэтому владельцу аптеки в маленьком населенном пункте гораздо выгоднее пригласить специалиста из-за рубежа, так как без наличия провизора ему грозит закрытие аптеки.

Если человек приносит рецепты от двух разных докторов и эти препараты между собой не сочетаются, то мы обязаны позвонить врачу и предложить поменять назначение.

Есть ли различие между фармобразованием у нас и у них?

Еще какое! В Германии оно очень практикоориентированное. Они не учат историю Германии, как мы в свое время учили историю Украины. Но при этом они подробно изучают взаимодействие лекарств между собой, с алкогольными напитками, едой и даже грейпфрутовым соком. Я там столько всего нового узнала, что действительно почувствовала себя фармацевтом, тогда как на Украине, где я пошла работать на третьем курсе и в общей сложности отработала восемь лет, я ощущала себя продажником.

Здесь, если ко мне приходит человек и говорит, что ему нужны капли в нос — две упаковки, я объясняю, что если он зависим от них, то желательно разбавлять их раствором натрия хлорида, чтобы он мог потихоньку отвыкать от этих капель.

Постоянно приезжают преподаватели, аптекари, доктора и читают нам лекции. Недавно я посетила семинар, посвященный щитовидной железе. Профессор рассказал об особенностях заболевания, как консультировать посетителя, на какие моменты обратить особое внимание. И он не сказал ни слова о торговых наименованиях препаратов, называя только действующие вещества. В течение года ты должен заработать 16 пунктов, посещая подобные образовательные мероприятия.

Сколько немцы платят за лекарства

Насколько сложно в Германии открыть аптеку?

Открытие аптек регулируется отдельным законом. Здесь нет такого, чтобы один человек владел огромной аптечной сетью. Только провизор имеет право открыть аптеку. Разрешенный максимум — четыре точки. Раньше разрешалось только одну, но пару лет назад это требование смягчили. Однако аптеки должны находиться в одной земле и быть в пределах не более одного часа езды друг от друга, чтобы хозяин физически присутствовал в каждой из них в течение дня.

Юридическое лицо не имеет права открывать аптеку, только физическое, которое несет полную ответственность за деятельность аптеки. Это, наверное, и есть самое большое преимущество: за бизнесом стоит человек, а не компания. Аптеки передаются из поколения в поколение, поэтому покупатели часто знают владельца и его детей лично. За два года жизни тут и путешествий по разным городам Германии я ни разу не видела, чтобы аптеки открывались «дверь в дверь».

Инструкции в Германии — отдельная тема. На каждый препарат их две: одна для пациента, которая лежит в упаковке, где все описано простыми словами, а другая — в электронном виде для врачей и аптекарей, где детально описаны фармакокинетика, клинические исследования.

Наверное, дефицит аптечных точек стимулирует развитие дистанционной торговли?

Не совсем так. Есть фирма DocMorris, которая зарегистрирована в Нидерландах и не подчиняется немецкому законодательству. Но в границах ЕС они могут беспрепятственно отправлять лекарства. При этом есть ограничения на наркотические и психотропные препараты, средства экстренной контрацепции — их продавать в онлайн-аптеке нельзя. Рецептурные препараты отправлять можно, но сначала надо направить рецепт. Поэтому удобнее покупать у них безрецептурные, а Rx-препараты, прием которых желательно начинать как можно раньше, люди все же приобретают в традиционной аптеке. К слову, есть закон, который регулирует торговую наценку на препараты. На рецептурные допускается одна наценка, на безрецептурные — другая.

При этом все рецептурные препараты покрывает государственная медицинская страховка. Пациент платит небольшой процент от стоимости, в зависимости от цены лекарства. Взять, например, клопидогрел, который стоит 70 евро, больной заплатит 10% от этой суммы. Но минимум 5, а максимум 10 евро. Если взять ацетилсалициловую кислоту, которая стоит 4 евро, то человек полностью оплачивает ее сам, потому что это не превышает порог в 5 евро. Если же дело касается онкопрепаратов, а я сама лично держала в руках рецепты на 20–40 тыс. евро, то в этом случае пациент оплачивает максимальную сумму — 10 евро. Если затраты на лекарства у хронического больного превышают 2% дохода в месяц, то он совсем освобождается от оплаты по рецепту.

За что могут наказать фармацевта

Как регулируется фармацевтический рынок Германии?

Покупка лекарств в аптеках осуществляется строго по рецепту. Да, есть безрецептурные препараты: капли для носа, сиропы от кашля, витамины, мази, обезболивающие. Именно по этой категории фармацевт вправе оказать первую фармацевтическую помощь.

Когда человек приходит в аптеку и просит отпустить ему лекарство, мы обязательно должны его спросить: «Это для вас препарат или вы покупаете его для кого-то? Сколько вам лет? Как долго у вас эти симптомы? Как они выражены? Какие еще препараты вы принимаете?» Например, если он отвечает, что пьет лекарства от повышенного давления, то ибупрофен ему противопоказан, а парацетамол можно выдать. Когда мы вводим данные в компьютерную программу, то видим, с какими препаратами нельзя сочетать прием искомого средства. Если перед нами женщина, обязательно надо уточнить, не беременна ли она и не кормит ли грудью. Фармацевт принимает решение: отпустить лекарство или направить к врачу.

Если человек приносит рецепты от двух разных докторов и эти препараты между собой не сочетаются, мы обязаны позвонить врачу и предложить поменять назначение.

Если доктор выписал большую дозу антибиотика маленькому ребенку и фармацевт отпустил, то последний тоже будет отвечать за это.

Кстати, я могу так же спокойно позвонить любому производителю. Был случай, когда моей коллеге нужно было точно узнать, нет ли глютена в оболочке капсулы. Она связалась с Bayer и через две минуты получила ответ, которого не было в инструкции.

Инструкции в Германии — отдельная тема. На каждый препарат их две: одна для пациента, которая лежит в упаковке, где все описано простыми словами, а другая — в электронном виде для врачей и аптекарей, где детально описаны фармакокинетика, клинические исследования.

Если доктор выписал большую дозу антибиотика маленькому ребенку и фармацевт отпустил, то последний тоже будет отвечать за это.

Какая ответственность предусмотрена?

Административная и уголовная. За выдачу препарата без рецепта можно получить штраф либо ограничение свободы до одного года. Это считается преступлением, точно так же, как и несоблюдение температурного режима хранения препаратов, так как этим можно нанести существенный вред здоровью человека.

За выдачу препарата без рецепта можно получить штраф либо ограничение свободы до одного года. Это считается преступлением.

Сколько зарабатывают в немецких аптеках

Выкладка товара в аптеках открытая или закрытая?

Есть открытая. Это пластыри, средства гигиены, косметика, леденцы, журналы о здоровье. В целом в немецких аптеках продавать можно все, что связано со здоровьем, включая книги. Человек может свободно подойти и взять, что ему нужно. Дальше идет выкладка за спиной фармацевта — препараты, которые может отпустить только он. Например, там стоит парацетамол, который вам продадут в количестве не более 20 таблеток. Рецептурные препараты в аптеках разложены по алфавиту. И это удобно. Поставки лекарств происходят до пяти раз в день. Если чего-то нет в наличии, то уже через два часа привезут, и человек сможет подойти за ним или мы сами отвезем ему домой.

Сколько зарабатывают немецкие аптекари?

Зарплата определяется тарифной сеткой. В первый год работы в аптеке месячный заработок составляет 3582 евро, из них до 40% уходит на оплату налогов. Специалист с 11-летним стажем зарабатывает 4343 евро. За вечерние часы идет доплата от 72 до 88 евро, за ночные смены — по 85, независимо от опыта работы, и за работу в выходные еще порядка 200–260 евро. Работодатель может платить и выше тарифа, тут как договоритесь. Нет никаких принудительных планов продаж.

Каков режим работы?

С 8 до 18 часов. Некоторые — до 20 часов, обычно те, которые расположены в торговых центрах. Есть аптеки, которые работают по пятницам, когда у врачей почти нет приема, до 14–16 часов. Но это должно быть согласовано с ведомством, которое отвечает за открытие аптек.

В выходные дни аптеки обычно не работают, но в районе всегда есть одна круглосуточная точка на случай «острой нужды». Такие дежурства несет каждая аптека в городе по очереди.

На перерыв аптека не закрывается, но у немцев обед – это святое. Здесь даже в самый насыщенный день максимум 50 человек, а обед – это полчаса, когда первостольника не беспокоят. Можно выйти на свежий воздух, сменить обстановку.

Я стараюсь обедать одна, так как разговор на немецком для меня уже работа. И если я обедаю с кем-то, то приходится вести светскую беседу, и для меня это стресс. Лучший отдых — чтение книги на русском языке, можно спокойно отключить мозг и немного расслабиться.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.