Экстемпоральное производство спасает ростовских провизоров от выгорания
Колпаки «на экспорт»
Пятого августа 2021 года исполнилось 45 лет, как Фаина Смирнова работает в аптеке № 340. Это единственное место работы, указанное в ее трудовой книжке. В Ростов-на-Дону она попала после окончания Ленинградского фармтехникума по распределению. Должна была отработать тут три года, но вышла замуж, родила ребенка и осталась в южной столице.
По ее словам, эта аптека всегда была на особом счету. Зимний сад, музей аптечного дела, огромное производство — здесь было на что посмотреть, и в 1980-е годы сюда частенько привозили зарубежных гостей «по обмену опытом». Как-то раз даже была делегация из США. Девушки тщательно готовились к ее приезду, накануне накрахмалили сшитые собственными руками колпачки, и, как потом оказалось, не напрасно. Головной убор больше всего поразил американцев.
«Что это такое? Никогда не видели ничего подобного. А вы не могли бы нам один дать?» — ну как отказать гостям. Ростовские провизоры подарили им свои колпаки.
А вот болгарских визитеров сразили наповал емкости по 20 л, в которых провизоры каждые три дня готовили несколько видов микстур для жителей Советского района Ростова-на-Дону. «Да одним таким баллоном всю Болгарию можно вылечить!» — воскликнул болгарин.
Впоследствии Фаина Смирнова стала наставником для молодых специалистов — Натальи Цечоевой и Ирины Антоненко. Сегодня первая из них — заведующая рецептурно-производственным отделом, вторая — всей аптекой.
А некоторым девушкам Смирнова помогла определиться с будущей профессией. Несколько лет назад пришла в 340-ю аптеку выпускница фармацевтического факультета и сказала: «Я хочу работать только у вас. Когда я была маленькой, я с мамой часто проходила мимо этой аптеки и видела Фаину Иосифовну за работой, и мне так хотелось когда-нибудь оказаться по ту сторону витрины». Ее взяли, и она работала бок о бок со своим кумиром до тех пор, пока не ушла в декрет.
Второе дыхание
Изначально аптека располагалась в отдельном пристроенном к жилому дому помещении площадью 1 тыс. м². Со временем половину здания отдали другой государственной структуре. Был период, когда власти решили ликвидировать рецептурно-производственный отдел «за ненадобностью», но в дело вмешались местные жители. Более 60 тыс. человек подписали петицию против закрытия важного структурного подразделения аптеки.
Менялись руководители в большой аптечной сети, не все относились к экстемпоральному производству с одинаковой благосклонностью. В 2014 году директором стал Иван Рачкован. Говорят, вскоре после назначения на эту должность Иван Анатольевич простыл, и из аптеки № 340 ему передали пакетики с «Антигриппином» собственного производства.
Было видно, что к порошку молодой директор отнесся скептически, но все же начал принимать лекарство и быстро пошел на поправку. Есть мнение, что эта история серьезно повлияла на его отношение к внутриаптечному производству и решила судьбу рецептурно-производственных отделов «Ростовоблфармации». Будучи экономистом, он понял, что это направление не просто социально важное — оно может быть прибыльным, и стал его развивать.
Началась новая эра производственных аптек компании. В частности, в 340-й произвели капитальный ремонт, установили современное производственное оборудование, модернизировали тару и обновили дизайн упаковки. Для линии косметики этикетки рисовала художница из Норвегии.
Колоссальное внимание уделяется фармсубстанциям. Предприятие старается максимально задействовать продукцию отечественных производителей, а там, где это невозможно, — работать с западно-европейскими, а не с китайскими брендами.
«Какой период развития аптеки вы считаете золотым веком?» — интересуюсь я у Фаины Смирновой, а та, не раздумывая, отвечает: «В настоящий момент, разумеется!»
Творчество против выгорания
«Многие спрашивают меня, как я спасаюсь от профессионального выгорания, — рассказывает Ирина Антоненко. — Так производством и спасаюсь. Создание новых косметических средств — дело творческое. Прихожу сюда, придумываю что-нибудь новое, интересное, тут же воплощаю идею в жизнь, и настроение сразу поднимается».
Не за горами зима, когда покупатели приходят в аптеку и просят по одной ампуле различных препаратов для приготовления литической смеси. «А почему бы не сделать литические свечи?» — подумала Наталья Цечоева. Сказано — сделано. Специалисты аптеки совместно с врачами районных поликлиник составили прописи свечей для детей и для взрослых.
А еще в этом году сделали «Антигриппин лайт», немного изменив классическую пропись, заменив димедрол на фенилэфрин, ацетилсалициловую кислоту на парацетамол, и теперь его можно использовать для лечения детей.
Впрочем, коньком производственного отдела аптеки № 340 исторически была лечебная косметика. За кремами, эмульсиями и тониками в Ростов-на-Дону приезжали даже покупатели из других стран: Германии, Италии. Да и из регионов России клиентов хватало.
«Мы сторонники комплексного подхода: если у человека проблемы с кожей, сначала он должен вылечить ее — использовать лечебную косметику, а уже после этого переходить на уходовую, — поясняет Ирина Антоненко. — В аптеке установлен дермаанализатор, который позволяет провизору подобрать оптимальное средство для кожи конкретного посетителя. Это очень востребовано с учетом того, что доступность дерматологов даже в Ростове — городе-миллионнике оставляет желать лучшего».
Чтобы клиенты могли ориентироваться в многообразии лекарственных форм и косметических средств, «Ростовоблфармация» выпустила несколько брошюр-каталогов по различным направлениям.
«Мы сейчас делаем три линейки косметики: стандартную — для большинства людей, эксклюзивную и лимитированную, — говорит Ирина Антоненко. — Есть клиенты, которые консервативны, они любят жирные кремы, к которым привыкли еще в советское время. Да и вообще у женщин старшего возраста, как правило, кожа более сухая, так что жирные основы им подходят идеально. А для молодежи мы стали делать средства на легкой основе, разработали рецептуру лосьона для ухода за кожей, подверженной акне».
Из-за использования дорогостоящих европейских фармсубстанций в производстве лосьона он получился дорогим. Тем не менее, цена не отпугнула клиентов, отмечает коммерческий директор «Ростовоблфармации» Сергей Чеботаев. По итогам 2020 года продукт стал лидером продаж в своей категории. Другое популярное средство — созданный в конце 2019 года крем для лечения купероза. Из-за проблем с поставками гепарина некоторое время его производство было приостановлено, однако как только возобновились поставки, крем вышел в топ продаж.
Впервые после долгого перерыва по настоянию Натальи Цечоевой в аптеку завезли нафталанскую нефть. На ее основе делают эффективные кремы для лечения дерматитов.
Новое и хорошо забытое старое
— Где черпаете вдохновение? — спрашиваю я.
— Да везде, — отвечает она. — Часто смотрю современную дорогую французскую лечебную косметику, читаю состав и удивляюсь: да это же советская рецептура, которую мы делали бог знает когда. Посмотрю-посмотрю составы, да и подумаю: а вот это можно было бы улучшить, а вот это — сделать два в одном. Так и рождаются новые рецептуры.
— А что из созданного вами вы считаете своей гордостью, самым большим успехом? — интересуюсь у Ирины.
— Абсолютно все, — признается Ирина Антоненко. — Любую позицию возьмите — это выстраданный рецептурный опыт.
«У нас есть клиент — молодой мужчина, который очень любит нашу косметику, — делится Наталья Цечоева. — Если позвонить ему и сказать, что мы придумали новую линейку, он через 20 минут уже будет здесь, уверяю вас».
Пока мы общаемся с провизорами, у них рождаются новые идеи: «А что если сделать бесщелочной детский крем, который бы не нарушал естественный баланс рH, или освежить рецептуру крема «под подгузники»?»
Не сомневаюсь: все эти задумки будут воплощены в жизнь.
Нет комментариев
Комментариев: 0