«ФВ» опросил участников рынка, удалось ли рознице удовлетворить дефицит лекарств
С чего начался дефицит
В марте 2022 года беспокойство клиентов аптек достигло пика — граждане начали закупать лекарства чуть ли не на год вперед. Это, как заявляли аптечные сети, сломало логистическую цепь и привело к дефектуре отдельных импортных препаратов.
Самым ярким примером отсутствия необходимых лекарств стали препараты от эпилепсии и заболеваний щитовидной железы — карбамазепин и левотироксин натрия. По данным Росздравнадзора, на 15 марта 2022 года в гражданском обороте находилось около 12 млн упаковок левотироксина натрия — россияне раскупили препарат в количестве, покрывающем годовую потребность страны.
В связи с этим фармрынок прогнозировал сложные времена. По некоторым заявлениям, к маю не должно было быть ни импортных товаров, ни покупателей, поскольку они уже приобрели все впрок.
Есть ли дефицит сейчас
Дистрибьюторы справляются с обеспечением импортной продукции, заявил генеральный директор аптечной сети «Фарма» Александр Миронов. По его словам, аптеки наблюдают существенное улучшение по снабжению препаратами — склады поставщиков более-менее наполнены необходимой продукцией.
По просьбе «ФВ» аптечная сеть «Фарма» провела собственный анализ по наличию топ-импортных товаров у крупнейших отечественных дистрибьюторов. В совокупности в марте у трех крупнейших дистрибьюторов не хватало 34% (128 позиций) отобранных импортных товаров. Сейчас недостаток составляет лишь 15% (58 позиций).
Критической ситуации нет и в Калининграде. Сейчас полностью отсутствующих препаратов на территории субъекта не так уж и много — это, к примеру, определенные типы вакцин, препараты для диабетиков, дорогие формы инсулина и т.д., рассказал «ФВ» председатель правления Ассоциации аптек Калининградской области Дмитрий Яговдик. Все эти товары заменяемы.
По словам Яговдика, дефектура по определенным позициям, скорее, «плавающая» — они то появляются, то пропадают. К таким препаратам он отнес лекарство для диабетиков «Оземпик» и противоэпилептический «Финлепсин».
При этом в России была решена проблема нашумевшего дефицита лекарств от эпилепсии и заболеваний щитовидной железы, сообщил Минздрав в мае.
В целом даже в период ажиотажа для большинства отсутствующих наименований были препараты других производителей с аналогичным МНН, рассказала «ФВ» исполнительный директор РААС Нелли Игнатьева.
Справляются ли аптеки с последствиями дефицита
То, что часть населения закупилась лекарствами впрок, оказало дополнительное влияние на сезонное падение аптечных продаж в мае, рассказала «ФВ» директор СРО «Ассоциация независимых аптек» и глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова.
Помимо сокращения потребительского спроса негативно на работе аптек сказываются изменения взаимоотношений с дистрибьюторами, которые перешли на предоплату или сократили отсрочки платежа.
Преснякова убеждена, что май и июнь будут тяжелыми месяцами для фармрозницы, что может привести к уходу части игроков с рынка. в первую очередь в отдаленных регионах.
Эксперт считает, что для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса требуются льготы и субсидии от государства. О том, что аптечный сегмент нуждается в поддержке государства на уровне федерального закона, заявляет и Игнатьева.
Нет комментариев
Комментариев: 0