Фармацевтам предлагают внедрять концепцию ответственного отношения к здоровью
Что может делать фармработник
Возможности фармработников остаются нераскрытыми на российском рынке, считает исполнительный директор Национальной фармпалаты Елена Неволина. При этом ресурсы врачебного сообщества очевидно ограничены. В начале мая Минздрав подготовил новые методические рекомендации по организации записи на прием к врачу. Согласно документу, планируется, что медсестры будут проводить медосмотры, осуществлять диспансерное наблюдение за состоянием здоровья пациентов с хроническими заболеваниями, оценивать эффективность и безопасность применения медикаментозных и немедикаментозных методов лечения, посещать маломобильных пациентов на дому, организовывать школы здоровья.
«Фактически Минздрав объявил, что средний медицинский персонал может участвовать в доврачебном приеме. Власти видят в этом большое подспорье врачу. А что могут делать фармработники, в России остается незамеченным, хотя сотрудники аптек достойно показали себя во время пандемии. Так, по результатам опроса НИУ ВШЭ, россияне высоко оценили труд провизоров и фармацевтов», — говорит Неволина.
Согласно исследованию, проведенному PricewaterhouseCoopers (PwC) в России в 2022 году, многие потребители полагаются на рекомендации фармработников, поэтому сфера применения этих советов должна быть расширена.
Для этого нужно увеличивать потенциал ответственного отношения к здоровью на уровне аптек шаговой доступности. Фармработники могут продвигать безопасное и эффективное использование только безрецептурных препаратов.
Правительству необходимо включить фармацевтов в сети обмена данными о пациентах в рамках трансформации системы здравоохранения. Это поможет создать модель первичной медико-санитарной помощи, в которой фармацевты играют роль первой линии в повседневной заботе о здоровье.
Фармацевты смогут давать консультации высокого уровня на основе утвержденного списка заболеваний и рекомендованных безрецептурных препаратов. Это снизит риски, связанные с бесконтрольным употреблением ненужных препаратов, а также нагрузку на систему здравоохранения в целом, сказано в материалах PwC.
Работает ли фармконсультирование
Многие врачи не знают о фармконсультировании и не видят в работниках аптек своих помощников, сетует Неволина. «Мы видим, что население доверяет аптекам. При этом медицинские специалисты нередко транслируют мнение «мало ли что вам посоветовали в аптеке».
С ней согласен и директор института профессионального образования Ассоциации врачей первичного звена «Сирано» Анатолий Стремоухов.
«В условиях нашей огромной страны, в которой плотность здравоохранения очень неравномерна, что зачастую снижает доступность врачебных консультаций и своевременность медицинской помощи, роль фармацевтических работников может быть огромна, — говорит он. — И в мегаполисах, и в небольших городах, и в поселках нередко провизор и фармацевт становятся специалистами «первого контакта» для пациентов с различными заболеваниями и состояниями».
От грамотной, взвешенной, четкой и содержательной работы фармацевтического специалиста зависит весь дальнейший «лечебный маршрут» человека, обратившегося за советом и консультацией, добавляет он.
По мнению Стремоухова, фармконсультирование в России пока развито недостаточно. Он считает, что профстандарты «провизор» и «фармацевт» наделяют работников аптек широкими полномочиями.
«Нужно просто ежедневно и качественно исполнять все трудовые функции профстандартов. Этого вполне достаточно для полноценной работы фармацевтического специалиста по консультированию и информированию, — говорит эксперт. — А в более широком смысле для фармацевтического сопровождения пациента, как в случае конкретного заболевания, так и на постоянной основе сотрудников аптек необходимо дополнительно обучать».
Фармацевтическое консультирование не закреплено ни в одном нормативно-правовом документе, кроме надлежащей аптечной практики. Понятие требует фиксации в законодательном поле — в Законе № 61-ФЗ, уверена Елена Неволина. «Главное в фармконсультировании — помочь потребителю выявить те симптомы, при которых ему обязательно нужно обратиться в медицинскую организацию», — говорит она. Соблюдая этот принцип, отрасль поможет разгрузить систему здравоохранения, взяв на себя больных, чье состояние легко корректируется безрецептурными лекарственными препаратами. А главное — этот подход поможет выявлять заболевания на ранних стадиях.
Что еще может фармацевт
Аптека как часть системы здравоохранения могла бы взять на себя дополнительные функции. Такой опыт уже есть за рубежом. «Несколько стран в период пандемии разрешили продавать аптекам антибиотики при положительном бактериологическом тексте без рецепта врача», — приводит пример Неволина.
В Великобритании намерены разрешить фармработникам при системных, подтвержденных врачом заболеваниях продлевать пациенту рецепт, отмечает она.
«Даже в ситуациях, когда помощь фармацевтов была очевидной, к ней не прибегают, — сетует эксперт. — Например, прививочная кампания против COVID-19 проводилась даже в торговых центрах, но обошла стороной аптеки». В ряде стран фармработникам дано право делать прививки населению.
С 2016 года выпускники сдают при прохождении аккредитации базу сердечно-легочной реанимации, напоминает Неволина. «Владея этим навыком, фармацевт не может его применить, потому что это рассматривается как первичная медицинская помощь», — приводит еще один пример Неволина.
Концепция ответственного самолечения
Повысить эффективность работы фармацевтических специалистов может более тесное взаимодействие медицинских и фармацевтических работников в системе «врач—провизор—пациент», считает Стремоухов. «Медицинские и фармацевтические работники должны «видеть» друг друга. Их действия при работе с пациентом, при консультировании, назначении или рекомендации к использованию пациентами тех или иных, особенно безрецептурных, лекарственных препаратов должны быть понятными и последовательными», — говорит он.
В ближайшие годы прогнозируется дефицит врачей на уровне 12 млн специалистов в мире, отмечает директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. Это означает, что необходимо искать более гибкие формы взаимодействия системы здравоохранения с пациентом. «Многие страны уже обратили внимание на удивительный ресурс — работников аптек, которые и осуществляют первичный контакт с пациентом», — говорит она.
Концепция ответственного самолечения не может существовать без поддержки фармработников. В странах, где она развивается, для фармацевтов наступает «золотое время», когда они могут на практике доказать свою пользу.
Чтобы не скомпрометировать специалистов, нужно усиливать образовательные программы для фармработников. «Их нужно обучать и терапевтическим дисциплинам, и коммуникационной грамотности», — полагает Попович.
Нет комментариев
Комментариев: 1