Как мы говорили выше, передавать информацию в ЕРИР обязаны все участники цепочки. Среди них:
Вышеперечисленные субъекты обязуются предоставлять в ЕРИР следующую информацию:
При этом сами сканы документов загружать не требуется, необходимо просто заполнить информацию в личном кабинете ОРД.
Подробный состав передаваемой информации определен правительством.
До начала размещения рекламы необходимо зарегистрировать креатив и получить у ОРД уникальный идентификатор рекламы. Чтобы зарегистрировать креатив, вместе с ним нужно будет передать в ОРД данные о договоре с конечным рекламодателем. Зарегистрировать креатив сможет любой из участников цепочки, но удобнее всего это будет делать владельцу площадки.
По завершении размещения рекламы по зарегистрированным креативам все участники цепочки размещения рекламы должны отправлять отчеты о своих действиях в ЕРИР (включая информацию о рекламных креативах, договорах и актах с разаллокацией актов по креативам изначального договора рекламодателя по всей цепочке размещения, агентах и контрагентах, площадках и статистике их показа с точностью до площадок, параметрах аудитории). Указанная информация подается в течение 30 дней после окончания отчетного месяца.
ОРД передает в РКН полученную информацию в течение месяца, следующего за календарным месяцем, в котором было осуществлено распространение рекламы, посредством автоматического взаимодействия.
Подробные Правила взаимодействия РКН с ОРД, рекламодателями, рекламораспространителями утверждены правительством.
Рекламодатели, которые являются изготовителями или продавцами товаров и/или обладают исключительным правом на объекты рекламирования, могут поручить предоставлять информацию в ЕРИР рекламораспространителю или ОРС по договору (и, если эти обязанности делегированы, такие рекламодатели не будут нести ответственности за их несоблюдение).
Рекламодатели, которые не обладают указанными выше критериями, обязаны отчитываться в ЕРИР самостоятельно и не вправе делегировать соответствующую обязанность.
Что касается остальных участников цепочки размещения рекламы, договорами между ними может быть предусмотрено условие о передаче информации в ОРД за всех одним участником цепочки, однако это является не возложением юридических обязанностей, а «техническим сотрудничеством» (техническим обеспечением процесса, получением технической помощи), юридическая ответственность за передачу своих данных по-прежнему будет лежать на каждом участнике цепочки.
Рекламное агентство, фактически осуществляющее посреднические функции и не попадающее под понятие «рекламодатель» или «рекламораспространитель» в соответствии с ФЗ «О рекламе», если оно квалифицируется как рекламодатель в конкретной транзакции, отчитывается самостоятельно и не вправе передавать юридическую обязанность по отчетности на рекламораспространителя или ОРС (но, как было уже сказано выше, вправе получить от них техническую помощь по передаче данных).
Доступ в ЕРИР для ОДР, рекламодателя, рекламораспространителя, оператора рекламных систем возможен посредством личного кабинета — вход осуществляется в информационной системе на официальном сайте РКН. Доступ осуществляется с использованием подтвержденной учетной записи в системе ЕСИА.
Для того, чтобы действовать от имени юридического лица, пользователь должен быть привязан к этому юридическому лицу в ЕСИА и добавлен администратором учетной записи юридического лица в ЕСИА (руководителем организации) в группу «Доступ к ЛК сотруднику рекламодателя / рекламного агентства / рекламораспространителя».
Что будет видно участникам цепочки:
При этом участники одной цепочки не могут узнать, кто из них не подал данные в ОРД — полная информация доступна только федеральным органам исполнительной власти.
В соответствии с ч. 11 ст. 18.1. ФЗ «О рекламе», ответственность за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации в РКН несут: ОРД, рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, разместившие в сети «Интернет» рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы на территории Российской Федерации, несут ответственность за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации в РКН.
Выявлением немаркированной рекламы займется РКН. Контроль будет происходить в порядке выборочной автоматизированной проверки.
Ранее штрафы за нарушения в сфере маркировки рекламы не были прописаны формально (кроме ответственности за неисполнение требований части 16 статьи 18.1), однако новые составы правонарушений для внесения их в КоАП разрабатывались и обсуждались.Сейчас безболезненный тестовый период, в который меры ответственности за данные нарушения РКН не налагал, начинает подходить к концу.Как сообщили представители РКН, время “без штрафов” необходимо для более детальной проработки типовых ошибок, подготовки рекомендаций по более сложным форматам, разработки новых составов в КоАП в части учета интернет-рекламы и передачи данных в ЕРИР, и указанная работа в настоящее время активно ведется, однако таким образом участникам рынка дано время более качественно отладить процессы передачи данных в ЕРИР.
Как сообщили представители РКН, это время необходимо для более детальной проработки типовых ошибок, подготовки рекомендаций по более сложным форматам, разработки новых составов в КоАП в части учета интернет-рекламы и передачи данных в ЕРИР, и указанная работа в настоящее время активно ведется, однако таким образом участникам рынка дано время более качественно отладить процессы передачи данных в ЕРИР.
Тем не менее, РКН рекомендует не откладывать исполнение требований ст.18.1 до момента утверждения поправок в КоАП. Уже сейчас ведомство отслеживает и фиксирует самые частые типовые ошибки, нарушения и нарушителей, проводится анализ данной информации для актуализации КоАП и добавления в него новых специальных составов. Получается, что даже несмотря на отсутствие рисков в части штрафов, при несоблюдении новых требований вы, вероятнее всего, попадете во внимание регулирующего органа, и повышаете свои риски к моменту, когда штрафные санкции все же будут введены.
Данная позиция имеет важное значение для ответа на один из актуальных вопросов — по «длящимся» размещениям, состоявшимся в «переходный период». РКН пояснил этот вопрос следующим образом:
Для того, чтобы выявить «длящееся» нарушение, его сначала нужно установить и документально квалифицировать. В отсутствие соответствующих норм в КоАП сделать это невозможно.
Меры ответственности могут применяться только после утверждения соответствующих изменений в КоАП (в проекте фиксация факта нарушения на текущую дату и ответственность, в том числе в виде предупреждения).
Хотя на данный момент специальные составы, устанавливающие меры ответственности за нарушение требований в части учета интернет-рекламы и передачи данных в ЕРИР, пока не введены, существует общая норма в статье 14.3 КоАП, которая позволяет привлекать к ответственности за нарушения законодательства о рекламе.
Штрафы по указанной статье следующие:
Напоминаем, что в части ответственности за отсутствие пометки «реклама» переходных периодов и отсрочек нет. Уже сейчас ФАС нередко использует ЕРИР при работе с обращениями. И несмотря на то, что, согласно ст. 38 ФЗ «О рекламе», единственным ответственным лицом при нарушении числится рекламораспространитель — при наличии нарушения налоговые риски увеличатся для всех участников цепочки распространения.
В части получения идентификаторов и подачи отчетности каждый участник цепочки отвечает за себя — при этом, как пояснял РКН, обязанность проверять за другими звеньями отсутствует.
Но стоит отметить, что здесь предусмотрено также и исключение для рекламодателей, которые являются изготовителями или продавцами товаров и/или обладают исключительным правом на объекты рекламирования, если они поручили предоставлять такую информацию рекламораспространителю или оператору рекламной системы по договору.
Исключение касается, в том числе, ответственности — если эти обязанности делегированы, такие рекламодатели не будут нести ответственность за их несоблюдение.
Здесь необходимо учесть, что в договорах должно быть явно прописано соответствующее делегирование. Просто договор рекламодателя с его контрагентом автоматически не подразумевает данную обязанность: она должна быть явно зафиксирована.
При этом рекламодатели, которые не обладают указанными выше критериями, обязаны отчитываться в ЕРИР самостоятельно и не вправе делегировать соответствующую обязанность.
Подобное исключение закреплено только в отношении рекламодателя и не может по аналогии распространяться на иных участников цепочки. Хотя закон и не запрещает прописывать в соглашениях между ними (в т.ч агентствами, иными посредниками, рекламными площадками) условия о передаче отчетности в ЕРИР, РКН неоднократно говорил о том, что возложить юридические обязанности по отчетности нельзя. Тем не менее, с помощью таких соглашений можно делегировать технические процессы маркировки. К примеру, поручить процесс передачи информации в ОРД за всех участников цепочки одному ее участнику (техническое сотрудничество). Юридическая ответственность за передачу своих данных при этом все равно будет лежать на каждом участнике, поэтому в случае, если вы решили передать процесс передачи информации в чужие руки, вы должны быть уверены в вашем выборе касательно контрагента.
Особое внимание стоит уделить рекламным агентствам.
Рекламные агентства, фактически осуществляющие посреднические функции и не попадающие под понятие «рекламодатель» или «рекламораспространитель», также могут начать привлекать к ответственности наряду с лицами, которые фактически разместили рекламу, если деятельность рекламного агентства может быть квалифицирована в качестве деятельности рекламодателя / рекламораспространителя / ОРС – об этом в своих пояснениях говорил РКН (субъектный состав в Постановлении Правительства № 948 шире, чем в ФЗ «О рекламе»).
При этом рекламное агентство, если оно квалифицируется как рекламодатель в конкретной транзакции, отчитывается самостоятельно и не вправе передавать юридическую обязанность по отчетности на рекламораспространителя или ОРС (но, как было уже сказано выше, вправе получить от них техническую помощь по передаче данных).
Говоря о рисках для бизнеса в связи с соответствующим законом необходимо рассмотреть полную картину происходящего. Введение ЕРИР значительно облегчит осуществления контроля за субъектами рынка для регулирующих органов (ФАС и ФНС), которым предоставляется доступ к реестру.
Правительством РФ утверждены Правила предоставления РКН доступа к информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе ФАС и ФНС.
Как отметили представители ФНС, на данном этапе процесс взаимодействия с РКН в указанной части в режиме апробации.
Когда все процессы будут налажены, ФНС получит доступ к данным ЕРИР и сможет учитывать данную информацию при проверке полученной отчетности.
Для бизнеса это несет риски неучета расходов на рекламу (у агентств и рекламодателей) при некорректной передаче данных в ЕРИР. Признание расходов необоснованными влечет за собой возможное доначисление налогов, выставление пени и штрафов.
Т.к. одна из целей данных нововведений фискальная, здесь важно обращать особое внимание на оформление документации по сделкам в следующей части:
Выделить два абзаца ниже: В свете нововведений важно быть крайне внимательным к ведению рекламной документации. Стоит обращать особое внимание на оформление документов по сделкам и исключить возможные несостыковки в договорах и фактически оказываемых услугах на случай возникновения вопросов со стороны регулирующего органа.
Например, если в договоре на размещение будет прямо указано про рекламные услуги, при возникновении каких-либо споров, будет сложнее доказать обратное.
Нет комментариев
Комментариев: 0