Как фармспециалисты во всем мире борются за равноправие
Чем недовольны фармацевты Германии
В Германии развернулись нешуточные споры по поводу того, как именно должна звучать фраза, которая содержится в любой рекламе лекарств и уточняет, к кому должен обращаться потребитель в случае возникновения побочных эффектов. Дело в том, что до сих пор соответствующий текст включал существительные мужского рода — врача и фармацевта. Уже несколько лет профессиональные ассоциации фармспециалистов требуют пересмотреть текст, поскольку сегодня более 70% держателей лицензий на осуществление фармацевтической деятельности — женщины, а доля сотрудниц аптек и вовсе достигает 90%, пишет Deutsche Apotheker Zeitung.
Немецкий Минздрав решил исправить эту несправедливость. Согласно законопроекту, предложенному министерством, в рекламе медикаментов знакомое предложение зазвучит в следующей формулировке: «О рисках и побочных эффектах препарата можно прочесть в инструкции или проконсультироваться у своего врача или докторки (Ärztin/Arzt) или в аптеке».
«Поправка призвана учесть аспекты политики равенства полов», сказано в документе. Обсуждение законопроекта продлится до лета. А после вступления поправки в силу будет установлен переходный период в течение пяти месяцев.
Однако вариант Минздрава Германии устроил не всех. Например, Федеральный союз немецких ассоциаций фармспециалистов (ABDA) считает, что было бы правильнее говорить: «Спросите у своего врача или в своей аптеке».
Но и эта формулировка не нравится многим фармспециалистам, поскольку в ней отсутствует единообразие. Самое главное, такая надпись принижает их профессию по сравнению с профессией врача. Они предлагают фразу в такой редактуре: «Спросите в медицинском центре или аптеке».
Есть еще более гендерно-нейтральная и универсальная версия обсуждаемой фразы: «Чтобы узнать о рисках и побочных эффектах, прочитайте листок-вкладыш или обратитесь за медицинской или фармацевтической консультацией».
Есть ли равноправие в мире
Соотношение мужчин и женщин в фармацевтической профессии в последнее столетие существенно поменялось во всем мире. Например, в Австралии в 1930-е годы только 6% фармацевтов были женщинами. Этот показатель увеличился до 44% в 1994 году, до 47% в 1999-м и до 58% в 2012 году. Сегодня данный показатель достигает 70%.
Впрочем, до равноправия полов в отрасли даже в развитых странах далеко. На руководящих постах по-прежнему преобладают мужчины. Так, в Канаде женщины составляют 60—70% от общего числа фармацевтов, но среди владельцев аптек их всего 30%. В некоторых провинциях доля женщин-владельцев достигает 44%, а вот в Онтарио зафиксирована самая низкая доля — порядка 25%.
В Соединенных Штатах работают свыше 314 тыс. фармспециалистов. Из них почти 60% — женщины. При этом, согласно статистике, им платят 98% от того, что зарабатывают мужчины. Во многих менее благополучных странах этот разрыв в уровне оплаты труда намного выше. Например, в Индии, где среди специалистов первого стола 70% — представители сильного пола, женщины получают на 14% меньше коллег-мужчин. А в Бразилии, где 35% фармработников — мужчины, разница в зарплате составляет 10%. В Хорватии, где более 90% первостольников — женщины, представительницам прекрасного пола «не доплачивают» 8% по сравнению с окладами мужчин. В Тунисе процентное соотношение женщин и мужчин в аптеках — 56 : 44, однако заработок последних в среднем на 6% превышает доходы фармацевтов-женщин.
Как обстоят дела в России
Найти свежую аналогичную статистику по нашей стране не удалось. По подсчетам SuperJob.ru, в 2016 году 83% фармспециалистов были женского пола. Однако, по оценкам участников рынка, сегодня этот показатель достигает 90%.
В царской России фармацевтической деятельностью традиционно занимались исключительно мужчины. Лишь через 10 лет после отмены крепостного права женщинам официально разрешили поступать в аптеки ученицами. Те, кто по окончании срока ученичества успешно сдавал экзамены, имели шанс «вырасти» до аптекарского помощника и даже провизора. Министерство внутренних дел даже обнародовало документ, который подтверждал право женщин на фармацевтическую деятельность. Проблема заключалась в том, что «разрешительные» бумаги ничего не меняли. Аптекари предпочитали брать на работу мужчин.
В 1895 году в России насчитывалось 13 женщин в звании аптекарского помощника, а в 1898 году их число увеличилось до 47. Первые женщины-провизоры появились только в 1898 году, ими стали Антонина Лесневская и Зинаида Аккер. В 1906 году впервые в России женщина защитила диссертацию на ученую степень магистра фармации. Это была Ольга Габрилович.





























Нет комментариев
Комментариев: