Как менялся рынок противовирусных препаратов в 2020-2021 годах
Активный рост
В 2020 году в России пациенты на покупку противовирусных препаратов потратили более 50 млрд руб., следует из данных аналитической компании AlphaRM. По сравнению с 2019 годом продажи этой группы лекарств увеличились почти в два раза в упаковках и в два с половиной раза в рублевом эквиваленте, чему способствовала пандемия коронавирусной инфекции (рис. 1).
Всплески покупательской активности наблюдались весной и осенью 2020 года, когда объем продаж противовирусных препаратов в рублях относительно аналогичного месяца 2019 года увеличивался в несколько раз, к примеру, в пять раз — в октябре 2020 года.
В I квартале 2021 года в аптеках было продано около 19 млн упаковок на 9,9 млрд руб. Уменьшение рынка противовирусных препаратов относительно аналогичного периода 2020 года в рублях составило 4%, в упаковках продажи снизились на 22%. Рост средней цены в I квартале 2021 года на 22% немного замедлил снижение рынка в рублях.
Новинки
На рынке в настоящее время обращается 46 марок с 17 различными МНН (рис. 2).
Борьба с COVID-19 способствовала появлению новых противовирусных средств. В 2020 году в аптеках страны появилось около 10 торговых марок с тремя новыми действующими веществами — ремдесивир, фавипиравир, балоксавир марбоксил. Часть из них не продается в аптеках.
Одна из новинок — бренд «Арепливир» (МНН фавипиравир) производства «Промомед Рус» — даже вошла в ТОР10 противовирусных препаратов по итогам I квартала 2021 года, однако это произошло во многом за счет высокой цены препарата, а не большого количества проданных упаковок. Все препараты с МНН фавипиравир в I квартале текущего года достигли доли почти в 3%.
Первые в категории
Самым популярным в аптечной рознице в I квартале 2021 года стал бренд «Арбидол» (МНН умифеновир), он занял 1-е место (рис. 3). Препарат умифеновир, наряду с ремдесивиром и фавипиравиром, включен во временные рекомендации по профилактике и лечению COVID-19. Спрос на лекарства, входящие в первую десятку, в I квартале 2021 года относительно того же периода 2020 года снизился. Исключение составили три бренда: «Арбидол», «Ареплевир» и «Триазавирин». Эти марки с успехом продавались в первые три месяца текущего года.
Действующее вещество «Арбидола» умифеновир также лидирует в 2020—2021 годах среди противовирусных лекарств. Это МНН как в рублях, так и в упаковках занимает наибольшую долю в объеме продаж (рис. 4). В настоящее время на аптечном рынке обращается четыре препарата с МНН умифеновир, один из которых белорусского происхождения. Более 92% продаж умифеновира приходится на «Арбидол».
Нет комментариев
Комментариев: 0