Как россиянину открыть аптеку в Марокко

31.03.2021
11:44
Во время учебы на фармацевтическом факультете Рязанского государственного медицинского университета Наталия Ерофеева познакомилась со студентом из Марокко. Он был ее однокурсником. Это была любовь с первого взгляда. На четвертом курсе они поженились, а после окончания вуза уехали жить в Кенитру и открыли там свои аптеки. О буднях русского провизора в африканском королевстве — в эксклюзивном интервью «Аптекарю».

Как открыть аптеку в Марокко

– Насколько сложно получить профессию фармацевта в Марокко?

– Здесь нет деления на фармацевтов и провизоров, поскольку нет медицинских колледжей. Всего несколько вузов готовят провизоров, там очень высокий проходной балл и большой конкурс. Именно поэтому многие уезжают учиться за рубеж. Очень популярны у местных жителей, грезящих фармацевтикой, Россия и Украина. Наша профессия является довольно престижной, среди ее представителей есть немало мужчин.

– Трудно ли было открыть свою аптеку?

– Со дня приезда в страну до открытия аптеки у меня прошло четыре года.

Большая часть времени ушла на сбор и подачу документов на легализацию диплома. Важным и обязательным условием было получение вида на жительство.

Одно из основных условий для открытия аптеки является соблюдение расстояния между аптеками — между конкурентами должна быть дистанция не менее 300 м. Помимо стандартных требований есть некоторые местные: например, минимальная площадь аптечного пункта должна быть 24 м2.

Здесь совершенно нет сетевых аптек, потому что действует правило: один диплом — одна аптека! Исключений нет и лазеек тоже. При этом могу с уверенностью сказать, что аптек в Марокко предостаточно. В городах они порой открываются даже в незаселенных районах (на перспективу). Что касается сельской местности, в некоторых деревнях почтового отделения нет, а аптека есть.

Здесь совершенно нет сетевых аптек, потому что действует правило: один диплом — одна аптека!

– В чем главные отличия российской и марокканской аптек?

– Тут лекарства расставлены не по фармгруппам, а по алфавиту. Первое время мне было тяжело ориентироваться, но потом привыкла. Это сделано для быстрой навигации сотрудника, у которого нет фармобразования. Да, открыть аптеку может только провизор, но работать в ней вправе и человек без специального образования. Удобно, что цены на препараты уже нанесены на упаковку, и при приемке товара не нужно производить наценку. Примечательно, что с того момента, как я открыла аптеку, а прошло уже более 10 лет, цены практически не изменились.

Все марокканские аптеки работают с кредитами. Отказать в обслуживании — значит, потерять клиента, потому что рынок, как я сказала, достаточно конкурентный. Кредиты учитываются в специальной программе, чаще всего люди порядочные, деньги возвращают, но бывает и иначе.

В Марокко нет «синдрома Малышевой», когда один доктор посоветовал лечиться определенным продуктом по телевизору и все ринулись его сметать с полок аптек. Врачам тут доверяют больше, чем медийным персонам.

Еще удивило, что местные клиенты спокойно говорят о самых щекотливых проблемах. К примеру, средства для потенции тут покупают всегда для себя, а не «для друга».

Как работают аптеки в Африке

– По какому графику вы работаете?

– В Марокко в аптеках есть перерыв на обед. Если соседняя аптека на обеде, а вам необходимо купить лекарство срочно, то вы можете обратиться в дежурную аптеку. Они же открыты по ночам. В каждом городе есть список дежурных аптек, которые чередуются. Все это согласовывается с провизорским синдикатом — что-то вроде профсоюза. Эта организация отстаивает права провизоров и решает спорные профессиональные вопросы. Например, синдикат поддержал запрет на онлайн-торговлю медикаментами.

В Марокко нет «синдрома Малышевой», когда один доктор посоветовал лечиться определенным продуктом по телевизору и все ринулись его сметать с полок аптек. Врачам доверяют больше, чем медийным персонам.

34-1.jpg (182 KB)

– А во время пандемии как вы работали?

– Провизоры были и есть в списке тех, кому разрешено беспрепятственно передвигаться по городу во время карантина и комендантского часа. После объявления карантина (март 2020 года) мы оборудовали аптеки защитными стеклами, сделали разметку на полу о соблюдении социальной дистанции и поставили санитайзеры.

Королевством Марокко было принято решение о поддержке некоторых видов бизнеса, но аптеки в их число не вошли, хотя сложности и падение выручки из-за снижения потока клиентов были.

– Расскажите, пожалуйста, о проверках.

– В этом смысле тут очень спокойная обстановка. Если с проверкой пришел Минздрав, то инспектор проверяет, чтобы была вывеска с названием аптеки, именем и фамилией провизора, указанием, какое учебное заведение он окончил. В аптеке должны быть зона для хранения лекарств с истекшим сроком годности, холодильник для термолабильных препаратов и журнал учета температуры в холодильнике. Также проверяют наличие специального места для хранения психотропных препаратов и журнал учета отпуска. Это контролируется очень строго. Рейд Минздрава всегда происходит без предупреждения.

Еще бывают проверки налоговой инспекции, как правило, в спорных случаях. Для контроля оборота аптеки налоговому инспектору разрешено находиться в ней до трех месяцев, но на практике я пока не встречала подобных случаев. Больше никто нас не проверяет.

– А как же требование обязательного минимального ассортимента? У вас нет такого?

– Я всегда сравниваю ассортимент российских аптек и марокканских. В России в аптеке можно найти все: от детского сока до костылей и грелок. В Марокко намного скуднее выбор детского питания, не всегда есть подгузники и гигиенические прокладки. Зато в сельской местности в аптеке запросто можно купить ветеринарные препараты. По закону мы имеем право торговать ими.

– Много ли в ассортименте препаратов местного производства?

– Почти половина.

– Есть ли производственные аптеки?

– Мы можем изготовить препарат по индивидуальному рецепту, как правило, от дерматолога, но в том понимании, к которому мы привыкли, производственных аптек тут нет.

Если это проверка Минздрава, то инспектор проверяет, чтобы была вывеска с названием аптеки, с именем и фамилией провизора, указанием, какое учебное заведение он окончил.

35-1.jpg (129 KB)

О чем мечтают супруги-фармацевты

– У вас подрастают два сына. Не хотят ли они пойти по стопам родителей?

– Да, один из них хотел бы стать фармацевтом. Несколько раз я брала его с собой на работу, и его это очень заинтересовало. Но мы с мужем пока относимся к его желанию связать жизнь с фармацией не слишком серьезно, потому что еще пару лет назад он мечтал работать кондуктором. Если честно, было бы здорово, если бы он продолжил наше дело. У нас много опыта в этой сфере, которым мы могли бы с ним поделиться, уберечь его от «грабель», на которые наступали сами. Да и профессия фармацевта до сих пор престижна в Марокко. Я втайне мечтаю, что дети не уедут далеко, как уехала я от родителей (за 6 тыс. км), а останутся с нами. В связи с последними событиями в мире понимаешь, насколько важно членам семьи быть рядом.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.