Как в Воронеже создали сеть непохожих друг на друга аптек
Кто придумал «Картинки»
Как и когда вы пришли в фармацию и в аптечную сеть «Картинки»?
Я работал в университете, преподавал биохимию и молекулярную биологию, когда меня пригласили на должность коммерческого директора аптечной сети «Картинки». Это было в 2012 году. Через пять лет меня назначили директором.
Сама компания существовала на рынке с 1993 года, но развивала бренд «Фармпрепараты». Это была первая организация в Воронеже, которая получила лицензию на фармацевтическую деятельность. А уже в 2003 году было создано второе юрлицо — «Картинки».
Аптечная сеть «картинки» объединяет 26 учреждений. Самые знаменитые — аптека на улице Лизюкова, посвященная советскому мультфильму «Котенок с улицы Лизюкова», аптечный пункт Apotheka, рассказывающий об истории медицины и фармации, аптека на улице Мира Teatro Delle Marionette, интерьер которой создан итальянскими мастерами.
Сколько аптек входило в сеть, когда вы пришли работать, и сколько насчитывается сейчас?
Тогда было 20. Сейчас 26. Наш акционер никогда не гнался за количеством, не планировал выход в новые регионы. Не число, а индивидуальный подход к покупателям является приоритетом в работе.
Наши аптеки штучные. У каждой свое лицо, собственный стиль, предыстория, как правило, связанная с Воронежем и воронежцами. Мы стараемся не просто открыть новую аптеку, но и привести в порядок прилегающую к ней территорию. Укладываем тротуарную плитку, устанавливаем лавочки, разбиваем клумбы, создаем уютную атмосферу. Наш девиз «Искусство фармы: дарить возможности». Мы пробуем создать новую культуру человеческого здоровья.
Наш девиз «Искусство фармы: дарить возможности». Мы пробуем создать новую культуру человеческого здоровья.
А кто ваш акционер?
Уроженец Воронежа, выпускник медицинской академии. Он живет за пределами родного города, но по-прежнему болеет за него душой и при каждой возможности посещает. Все идеи по открытию аптек, посвященных той или иной тематике, выбор этих тем принадлежат ему.
У вас есть любимая аптека в сети?
У меня, пожалуй, нет, а вот у акционера есть. Несколько лет назад к нему приезжали гости из Италии и остались под большим впечатлением от нашего театра кукол. Это вдохновило на создание аптеки, посвященной театру. Это был очень дорогостоящий проект, в который мы вложили много времени и сил. К тому же его реализация совпала с началом реконструкции самого театра, так что из-за стройки прилегающая территория некоторое время выглядела не очень презентабельно. Но конечный результат превзошел себя, мы надеемся, что эта аптека будет радовать не одно поколение воронежцев.
Какие «Картинки» будут следующие?
На Ленинском проспекте, на Остужевской развязке запланировано открытие аптеки, посвященной российскому и советскому артисту Александру Остужеву. Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии l степени, кавалер двух орденов Ленина — наш земляк.
Аптечный бизнес становится менее рентабельным. Сейчас нам приходится дважды подумать, устанавливать ли возле аптеки лавочку, тратиться ли на автоматический полив газона.
Как сделать бизнес и социальным, и прибыльным
При таком «благотворительном» или социальном подходе к бизнесу насколько он рентабелен?
Аптечный бизнес в классическом понимании становится менее рентабельным. И сейчас нам приходится дважды подумать, устанавливать ли возле аптеки лавочку, тратиться ли на автоматический полив газона. Тем не менее оборот нашей небольшой сети сопоставим с оборотом аптечных сетей с гораздо большим количеством аптек, многие наши конкуренты ушли с рынка, а мы продолжаем работать. Все это говорит о том, что при грамотном подходе этот бизнес может быть и социальным, и прибыльным.
В чем заключается этот самый грамотный подход?
Клиент должен быть на первом месте. Каждое действие внутри компании должно быть обосновано с точки зрения закрытия его потребностей. Мы смотрим на наши аптеки глазами покупателей. А они обращают внимание на чистоту, опрятность, порядок, приветливость и компетентность персонала. Мы стараемся создавать уют, чтобы у человека возникло желание зайти в нашу аптеку. Пускай он ничего не купит, но порадуется, удивится и расскажет о своем впечатлении друзьям и знакомым.
Когда мы открываем новую аптеку, то люди частенько обходят нас стороной, потому что боятся, что она окажется им не по карману. Но это только на первых порах, а затем любопытство берет верх. Они приходят к нам как на экскурсию и, убедившись, что наши цены рыночные — что-то дешевле, что-то дороже, чем у других, меняют свое отношение.
Когда мы открываем новую аптеку, люди частенько обходят нас стороной, потому что боятся, что она окажется им не по карману. Но это только на первых порах, а затем любопытство берет верх.
Какие специалисты работают в сети
Какая у вас система отбора и мотивации специалистов?
Я лично беседую с каждым соискателем. И, имея опыт преподавательской деятельности, после непродолжительного общения могу определить, что за человек сидит передо мной. Насколько он отзывчив и насколько готов помочь покупателю. Сейчас во главе угла у многих аптек стоит чистый маркетинг, и это экономически обосновано. Но мы, как я уже говорил, ставим себя на место покупателя — даем нашим клиентам право выбора и не навязываем бренды.
Нам бы хотелось, чтобы к нашим первостольникам относились не как к продавцам, а как к фармспециалистам в классическом понимании.
Продолжите фразу: самый лучший фармацевт — это…
Тот, кто хорошо слышит и чувствует человека. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех наших сотрудников за высококлассную работу.
Нет комментариев
Комментариев: 0