Как встречать прокурорскую проверку

17.05.2022
12:55
В начале марта руководство страны ввело мораторий на проведение проверок. Но под запрет попали только «проверочные мероприятия в рамках государственного контроля». Тем временем аптечные ассоциации отметили рост количества посещений со стороны прокуратуры. Совместно с юристом «ФВ» разбирался, в чем именно заключаются прокурорские проверки, когда они проводятся и какие есть права и обязанности у сторон.

Какие проверки запретили

Ответ на этот вопрос содержится в нормативных актах, установивших запрет на проведение проверок. Во-первых, это Федеральный закон № 46-ФЗ от 08.03.2022 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Он до конца 2022 года продлил действие моратория на проведение плановых проверок организаций малого и среднего бизнеса, организуемых в рамках Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (ст.26.2 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008). В части фармацевтического бизнеса он регулирует порядок проведения контроля за оборотом наркотиков и антимонопольный контроль. То есть под запрет в основном попали плановые документарные или выездные проверки небольших частных аптек, реализующих наркотические и психотропные препараты населению.

Вторая норма ФЗ-46 касается контрольных мероприятий, проводимых в рамках вступившего в силу с 01.07.2021 нового № 248-ФЗ Федерального закона о государственном контроле и муниципальном контроле. Постановлением от 10 марта № 336 правительство разработало для них особенности проведения. В частности, до конца 2022 года был введен запрет на плановые контрольные мероприятия для всех субъектов.

Таким образом, под запретом оказались плановые проверки и инспекционные визиты по контролю обращения лекарств и медизделий, фармдеятельности, санитарного режима и т.д. Также ограничены, но не полностью запрещены оказались внеплановые проверки. Для их проведения потребуются серьезные основания, в том числе реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.

В рассмотренных документах речь идет только о государственном контроле и проверках в рамках его проведения. Прокурорские проверки не входят в их число и проводятся на других основаниях.

Прокурорский надзор

Прокуроры при проведении своих проверок действуют в рамках Федерального закона № 2202-I от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации».  

У сотрудников прокуратуры широкий спектр полномочий, но работы аптек касаются два из них. Это надзор за исполнением законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Прокуроры могут прийти с проверкой в государственные органы, коммерческие и некоммерческие организации. Они оценивают, чтобы работа органа или организации и их внутренние документы не противоречили Конституции и действующим законам, а также не нарушали права граждан, закрепленные в этих документах.

15-1.jpg (268 KB)

В соответствии с ч.2 ст.21 Закона о прокуратуре основанием для прокурорского визита является поступившая в органы прокуратуры информация о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. При этом важно, что эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения проверки.

Прокурор не должен подменять другие государственные органы. Но грань между полномочиями сотрудника прокуратуры или надзорного органа иногда практически неразличима. Особенно это касается проверок отраслевого законодательства, например цен на лекарства или их хранения.

Оспорить действия прокурора по этому основанию без юридической подготовки довольно-таки сложно. И точно не стоит этого делать в момент проведения проверки.

Такие действия могут быть расценены как воспрепятствование деятельности прокурора. В Кодексе об административных правонарушениях за это предусмотрена административная ответственность по ст.17.7. Юридическое лицо может получить штраф от 50 до 100 тыс. руб. или его деятельность может быть приостановлена на 90 суток.

Права и обязанности прокурора

Документом, дающим сотруднику прокуратуры право на проведение проверки, является решение прокурора или его заместителя. В документе обязательно указываются цели, основания, ее предмет, а также ФИО и должность ответственного работника прокуратуры.

Сотрудник прокуратуры должен уведомить о начале проверки в момент ее начала. Другие надзорные органы свои уведомления обычно направляют за один-три дня до визита.

Также сотрудник прокуратуры должен предъявить служебное удостоверение. При этом фамилия и инициалы сотрудника в удостоверении должны совпадать с данными, указанными в решении о проведении проверки.

Сотрудник аптеки должен уведомить руководство о начале прокурорской проверки. При этом руководитель может присутствовать лично или направить представителя с доверенностью. 

Но сотрудник прокуратуры вправе провести проверку и без участия официального представителя организации. В соответствии с абз.2 ч.1 ст.22 Закона о прокуратуре предъявление удостоверения дает прокурорскому работнику право беспрепятственно входить на территории и в помещения организаций, а также иметь доступ к их документам и материалам.

14-2.jpg (120 KB)

Сотрудник аптеки должен уведомить руководство о начале прокурорской проверки. При этом руководитель может присутствовать лично или направить представителя с доверенностью. 

Также прокуроры вправе требовать представления необходимых документов и материалов или их копий, вызывать сотрудников и должностных лиц организации для дачи объяснений. Здесь необходимо сделать небольшую оговорку, что оригиналы документов изымать сотрудники прокуратуры не могут, но могут запросить для изучения и снятия копий.

При получении сообщения о появлении в аптеке работника прокуратуры руководитель может направить для участия в проверке юриста или адвоката и уведомить об этом сотрудника прокуратуры.

В отличие от госорганов работник прокуратуры не так сильно ограничен предметом надзора. Если он обнаружит признаки нарушений, не указанных в решении законов и требований, то он может расширить предмет проверки, составив еще одно мотивированное решение.

Общий срок проверки не должен превышать 30 календарных дней. Но в отдельных случаях она может быть продлена или приостановлена, тогда процесс может затянуться даже на полгода.

Права проверяемых

Закон о прокуратуре не содержит конкретный перечень прав проверяемых. Их права и обязанности вытекают и ограничиваются правами и обязанностями прокурорских работников, а также определяются общими принципами законодательства.

При получении сообщения о появлении в аптеке работника прокуратуры руководитель может направить для участия в проверке юриста или адвоката и уведомить об этом сотрудника прокуратуры.

В частности, конституционным правом на квалифицированную юридическую помощь. Поэтому при получении сообщения о появлении в аптеке работника прокуратуры руководитель может направить для участия в проверке юриста или адвоката и уведомить об этом сотрудника прокуратуры.

Вы также имеете право сопровождать прокурора при его осмотре помещений, фиксировать все вопросы, замечания и иные его действия. При предоставлении копий документов целесообразно составить реестр передаваемых документов и даже вторую копию для себя, чтобы в случае необходимости можно было оспорить действия прокурора.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.