Какая мотивация действует на первостольников

06.02.2024
12:36
По мнению экспертов, в качестве мотивации хорошо работает как система поощрения, так и система наказания. Все зависит от ситуации и темперамента сотрудника. «ФВ» опросил первостольников и выяснил, что они хотели бы получить в качестве поощрения и к каким наказаниям готовы. 
Фото: nataliakuzina/ru.123rf.com

Опрос проходил на сайте pharmvestnik.ru в разделе «Аптекарь» с 11 по 29 января 2024 года. В нем приняли участие 100 сотрудников аптек. 

Планы, СТМ, БАД

Как показали результаты опроса, сотрудники аптек довольно хорошо знакомы с системой мотивации — она разработана и действует во многих аптеках. При этом системы поощрения и наказания не всегда существуют в единой связке. Как отметили респонденты, их часто премируют и гораздо реже штрафуют. Возможно, это связано с общей кадровой ситуацией на аптечном рынке. Сейчас найти хорошего сотрудника — большая проблема. 

12-1.jpg (77 KB)

Чаще всего премируют первостольников за выполнение планов продаж в различных вариациях. Есть премии: ежемесячные, квартальные, годовые за общий объем продаж. Есть специальные: за продажи фокусного ассортимента, в эту категорию традиционно входят УСТМ, СТМ, высокомаржинальные товары. 

12-2.jpg (80 KB)

Система наказаний более разнообразна. Но, как отмечают первостольники, чаще всего ею пугают, но по факту не применяют. 

«Могут и оштрафовать за различные коллизии, но, как правило, до этого не доходит».

В санаторий на пять дней 

Большинство первостольников считают, что в идеале обе системы — премирования и штрафов — должны существовать одновременно. При этом более 60% сталкивались лично и с той, и с другой. При этом 82% уверены, что именно система премирования позволяет им хотеть работать еще лучше, а штрафы демотивируют и заставляют задуматься о смене аптеки. 

12-3.jpg (109 KB)

«Не было штрафов, но я бы уволилась, если бы такое произошло».

«Премирование для меня — это мотивация и стремление к лучшему».

«Премировали поездкой в санаторий на пять дней за счет работодателя. Конечно, приятно, но мало. Пять дней!»

12-4.jpg (108 KB)

Рейтинг главных элементов системы премирования первостольников выглядит так: 

• Прибавка к зарплате — 83%. 

• Сертификат в спа/бассейн/салон красоты — 5%.

• Приятный подарок — 4%.

• Объявление на доске почета с фото — 3%.

• Сертификат на курсы по повышению квалификации/дополнительное обучение — 3%.

• Дополнительные выходные — 1%.

• Персональная скидка на покупки в собственной аптеке — 1%.

Что касается системы наказания, то рейтинг ее элементов, по мнению первостольников, выглядит следующим образом: 

• Персональное предупреждение — 52%.

• Денежный штраф — 37%.

• Устный выговор при коллективе — 7%.

• Понижение в должности — 3%.

• Увольнение — 1%.

Если бы я был руководителем 

«ФВ» попросил сотрудников аптек поставить себя на место собственников и взглянуть на ситуацию их глазами — описать систему мотивации, которую они внедрили бы в своей аптеке. 

12-5.jpg (58 KB)

Несмотря на то, что планы продаж, как показывают предыдущие опросы, крайне раздражают первостольников, они бы, встав на позицию руководителя, точно так же ввели бы этот элемент в систему мотивации. Все очень просто — премировать за выполнение и перевыполнение планов, штрафовать за обратное. 

12-6.jpg (56 KB)

И конечно, вторым важным элементом системы мотивации первостольники называют моральную поддержку работников. 

«Похвала, рейтинг фармацевтов, лучшим сделать удобный для них график работы».

«Поддержка сотрудников во всех начинаниях. Но, если человек не подходит, сначала разговор, потом увольнение».  

«Дополнительные денежные выплаты или выходные дни как премирование. Наказание-изучение и сдача экзамена на знание приказов и постановлений, связанных с фармдеятельностью, торговлей в аптеке». 

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.