Какие офтальмологические препараты лучше всего продаются
Тенденции рынка
В обзоре мы проанализировали препараты для лечения заболеваний глаз для местного применения и внутриглазного введения*. По данным AlphaRM, в 2021 году аптеки продали 119 млн упаковок таких средств почти на 29 млрд руб. (рис. 1). Относительно 2020 года продажи выросли в рублях на 4%, но упали в упаковках на 3%. Натуральное потребление офтальмологических лекарств снижается с 2019 года. При этом средняя цена на эти препараты увеличивается с каждым годом. В 2021 году она составляла в среднем 242 руб. за упаковку.
В 2021 году с апреля по октябрь наблюдалось повышение спроса на средства для лечения глазных болезней и в упаковках, и в денежном эквиваленте. Относительно тех же месяцев 2020 года иногда показатели роста достигали двухзначных значений (рис. 2). В октябре зафиксирован небольшой спад, а затем вновь спрос повысился.
Прирост продаж в 2022 году в рублях достаточно высокий по сравнению с прошлым годом. С января по май тенденция продаж в стоимостном выражении положительная. Особенно это заметно в марте (+49% относительно марта 2021 года). В натуральных показателях спрос, напротив, уменьшился. Увеличение спроса наблюдается только в январе (+7%) и в марте (+12%) относительно тех же месяцев 2021 года.
На какие препараты высокий спрос
На аптечном рынке офтальмологических средств доминировали лекарства из группы противоглаукомные препараты и миотики. Их доля на рынке в рублях составляет более 34%, в упаковках они занимают около 15% (рис. 3). Чаще всего в аптеках покупатели приобретали противомикробные средства для глаз (доля рынка в упаковках более 30%). Далее по популярности аптечных средств идут глазные капли-тоники и витамины для глаз — почти 23% рынка в упаковках. Среди брендов офтальмологических средств лидером по итогам 2021 года был «Тауфон» (витаминные капли для глаз). В рублях марка занимает 8% рынка, а в упаковках более 14% (табл. 1). На втором месте рейтинга в стоимостном выражении противоглаукомные капли «Дорзопт» с долей рынка 6%. Другой препарат от глаукомы «Азарга» — на третьей позиции (доля 4,9%). В первой десятке лидирующих брендов — четыре для терапии глаукомы. Из представленных противоглаукомных средств — три в ТОР10 были самыми дорогостоящими. В среднем за упаковку такого средства покупатели платили около 1 тыс. руб. Большинство брендов в первой десятке демонстрируют снижение продаж в рублях относительно 2020 года.
Лидирующая десятка на аптечном рынке в натуральном выражении немного другая, чем лидеры стоимостных продаж. Лишь три из них вошли в оба рейтинга: «Тауфон», «Офтан» и «Визин» (табл. 2). Вторую позицию в TOP10 по упаковкам занимают противомикробные капли под торговой маркой «Сульфацил натрия» с долей рынка 6,9%. Первую тройку замыкает бренд «Таурин» с долей 6,6%. Среди торговых марок первой десятки лишь три показали положительный рост продаж в отчетный период. Самые бюджетные из представленных в ТОР в 2021 году были: левомицетиновые капли (16 руб. за упаковку), «Таурин» (витаминное средство в виде капель и инъекций) — средняя цена около 24 руб. и антибактериальные капли «Ципролет» (55 руб. за упаковку). Самые дорогостоящие — «Визин» (в среднем 430 руб. за упаковку).
Структура рынка
В 2021 году на аптечном рынке насчитывалось более 200 брендов, которые производили 57 корпораций. В их состав входит 88 разных действующих веществ. Большая часть препаратов для глаз в аптеках российского производства — более 57% рынка в упаковках. В денежном выражении доминируют зарубежные офтальмологические средства — 72% рынка. На аптечных полках преобладают препараты в виде капель — в 2021 году их доля составляла почти 90%. Затем по популярности — глазные гели и мази (8% рынка). Остальная часть аптечного рынка приходится на лекарства для внутриглазных инъекций (2% рынка).
____________________
* В обзор входит EphMRA-группа второго уровня S1— препараты для лечения заболеваний глаз. Анализировались препараты для местного применения, включая средства для внутриглазных инъекций.
Нет комментариев
Комментариев: 0