Какие тайны хранит севастопольская аптека на Большой Морской
Аптека, окутанная легендами
Архивные материалы свидетельствуют о том, что Севастополь серьезно пострадал в годы Крымской войны. Здание первой аптеки не уцелело. Но в 1900 году на том же месте появилась новая аптека — С.А. Кауфмана. Есть мнение, что речь идет о докторе медицины Семене Аркадьевиче Кауфмане, но другие версии этого не подтверждают.
Во время Крымской войны Кауфман служил юнгой на боевом корабле в Севастополе, самостоятельно выучился грамоте, сдал заочно гимназический курс и через пару лет за выдающиеся успехи был отправлен в Петербургскую военно-медицинскую академию, после окончания которой служил врачом на кораблях Балтийского флота. Если верить этим источникам, Кауфман умер в Санкт-Петербурге. Но тогда непонятно, как он мог владеть аптекой в Севастополе.
В 1917 году Большую Морскую переименовали в улицу Карла Маркса. Старые дома снова снесли и построили новые, но открытие аптеки на привычном месте не заставило себя долго ждать.
Одна из посетительниц рассказала сотрудникам аптеки, как в молодости сама работала здесь, и однажды сюда заходил Владимир Ленин. Краеведы говорят, что доказательств пребывания вождя мирового пролетариата в портовом городе нет. Однако достоверно известно, что здесь жил и работал младший брат Ленина — Дмитрий Ильич Ульянов.
Во время Великой Отечественной войны Севастополь снова оказался в руинах. Восстанавливали портовый город в том числе военнопленные: румыны, хорваты, итальянцы. Большую Морскую отстроили к 1950 году. И в доме № 48 снова заработала аптека.
Как и все фармацевтические предприятия в советское время, она занимала огромную площадь 300 м2, имела светлый, просторный торговый зал, большой производственный отдел, была оборудована собственным лифтом, чтобы поднимать товары с первого этажа на второй, на котором и располагался вход для посетителей.
Характерный для тех времен мозаичный пол, потолок с лепниной и отделка стен сохранились до сих пор. Старожилы города частенько заходят в аптеку на Большой Морской, просто чтобы вспомнить свое детство, ведь это одно из немногих мест в городе, которое практически не изменилось.
Одна из посетительниц рассказала сотрудникам аптеки, что во время школьной практики на летних каникулах дети собирали лекарственные растения и приносили их в аптеку № 1. За них, как и за пустые аптечные пузырьки, они получали деньги.
Другая вспоминала, как в молодости сама работала в этой аптеке, и однажды сюда заходил Владимир Ленин. Краеведы говорят, что доказательств пребывания вождя мирового пролетариата в портовом городе нет. Однако достоверно известно, что здесь жил и работал младший брат Ленина — Дмитрий Ильич Ульянов.
В ходе капитального ремонта нынешние владельцы аптеки нашли пряжку от краснофлотского ремня, пуговицы от военной формы 1940-х годов. Под толстым слоем краски скрывалась лепнина ручной работы, а за забитой дверью — старый лифт.
Продолжатели традиций
До 1990-х годов на Большой Морской, 48 находилась государственная аптека № 1. Затем городские власти стали сдавать помещение в аренду, и с 2013 года здесь заработала аптека ООО «Крымхимпродукт», одной из крупнейших фармацевтических компаний города, которая до этого на протяжении почти двух десятилетий занималась оптовой и розничной торговлей лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.
«После того как мы выкупили это помещение, затеяли капитальный ремонт, во время которого обнаружили массу интересного, — рассказывает директор предприятия «Крымхимпродукт» Андрей Шамсутдинов. — Например, пряжку от краснофлотского ремня, пуговицы от военной формы 1940-х годов. Под толстым слоем краски скрывалась лепнина ручной работы, а за забитой дверью — старый лифт. Все это мы восстанавливали по крупицам».
Сложно было найти умельцев-реставраторов, мебельщиков, которые воссоздали бы аптечную мебель точь-в-точь по образцу той, которая была установлена при открытии аптеки в 1950 году, а еще труднее — подобрать плитку, которой облицованы стены аптеки. Карьер в районе г. Саки, на котором брали сырье для ее производства, выработали еще в конце 1970-х. И такую плитку больше не выпускают. Но предприятие сделало все возможное, чтобы максимально восстановить исторический облик аптеки.
Сначала «Крымхимпродукт» занимал все помещение, но спустя некоторое время разделил его на две части и сдал одну из них в аренду магазину медтехники.
В шаговой доступности на Большой Морской и на улице Суворова открыто еще несколько аптек, в том числе федеральных брендов. Тем не менее в старинную аптеку люди едут за лекарствами не только со всего Севастополя, но и из Симферополя и Евпатории. Заведующая аптекой, которая попросила не указывать ее фамилию в статье, объяснила, что дело в небольшой торговой наценке, внушительном ассортименте, грамотном персонале и политике компании.
«Многие думают, что Севастополь — это Сочи, приходят, демпингуют, не понимают местной специфики и закрываются, — комментирует она. — У нас уже четыре таких примера поблизости. Одна соседняя аптека делает ставку на БАД. У нас такого нет. СТМ тоже нет. В ассоциациях мы не состоим. Я считаю, все это делает нас привлекательными для потребителей».
Учредитель «Крымхимпродукта» Людмила Дукина — провизор с 30-летним стажем. Она мама четверых детей, так что отношение к беременным и сотрудницам с детьми в коллективе особенное. Текучки кадров нет. Если кто-то и уходит, то обычно в декрет.
Без права на ошибку
Многие аптеки в стране в 2019 году столкнулись с серьезным спадом продаж на фоне ограничительных мер из-за пандемии. У «Крымхимпродукта» другая история. Еще до того как COVID-19 пришел в Россию, в центре Севастополя стартовала масштабная реконструкция, перестал ходить общественный транспорт, посетителей, которые в обычное время с удовольствием гуляют по Большой Морской, не стало. Окончания ремонта в аптеке ждали с огромным нетерпением. И как только он был завершен, случилась новая напасть — пандемия. Но коллектив верит, что все трудности — временные, и рано или поздно жизнь вернется в привычное русло.
Учредитель «Крымхимпродукта» Людмила Дукина — провизор с 30-летним стажем. Она мама четверых детей, так что отношение к беременным и сотрудницам с детьми в коллективе особенное. Текучки кадров нет. Если кто-то и уходит, то обычно в декрет.
«Мы находимся в самом центре города, под увеличительным стеклом, — говорит Шамсутдинов. — У нас нет права на ошибку».
Тем временем организация вынашивает план по созданию музея аптечного дела. С такими предложениями сюда постоянно обращаются местные жители, ветераны фармации, коллекционеры, готовые предоставить свои экспонаты и даже проводить экскурсии на общественных началах.
Нет комментариев
Комментариев: 0