Кто отвечает за кассу в аптеке
Одна на посту
В советское время аптеки ради добычи денег не грабили, потому что днем в них присутствовали несколько работников, включая заведующего, а ночью включалась охранная сигнализация. Сейчас все иначе: сотрудников становится меньше, а на «тревожную кнопку» многие организации предпочитают не тратиться.
Современный аптечный объект олицетворяет, как правило, один первостольник, почти всегда женщина. Мало того что у нее каждую смену множество профобязанностей (прием, хранение, учет, отпуск товара, фармконсультирование, маркетинговые акции, поддержание санрежима, заполнение документации, работа с онлайн-заказами и т.д.), она еще обязана отвечать за сохранность имущества аптечного объекта: выручку, товарную массу, другие материальные ценности, включая оборудование.
Происшествие в аптечном пункте
Попробуйте предложить первостольнику убирать полы в аптечных помещениях, включая торговый зал. Вряд ли он согласится, ведь он фармработник, а не специалист по клинингу. А если кто-то и согласится, то за дополнительную плату. Тогда почему первостольники соглашаются быть охранниками и кассирами бесплатно?
Оттолкнемся от конкретного примера. Провизор К. трудилась в аптечном пункте небольшой аптечной организации, расположенном в одном комплексе с супермаркетом. Стандартный режим работы, 12 часов в сутки, 2 через 2. Она (или напарница) сдавала выручку инкассаторам раз в неделю, до этого храня ее в сейфе. Затем перешла работать ближе к дому, в аптечный пункт сетевой структуры. С точки зрения безопасности это место работы имело несколько больших изъянов — менее людная точка, отсутствие сейфа (при том же режиме сдачи выручки), отсутствие охранной сигнализации и видеонаблюдения.
Ответственность первостольника в отношении денежных средств прописана только в трудовом соглашении и в должностной инструкции (если таковая имеется).
В общем, условия для грабителей и мошенников были созданы идеальные, и в один «непрекрасный» день некто в медицинской маске под видом мастера, якобы посланного офисом чинить бытовую технику, мошенническим образом проник в аптечное помещение, стянул накопившуюся там за несколько дней выручку и был таков.
Важный штрих: провизор К. многократно указывала руководству компании на необходимость поставить хотя бы сейф, не говоря уже об охранной сигнализации. Ее призыв не был услышан, однако после происшествия компания оказывала на нее давление, принуждая компенсировать похищенную сумму за свой счет.
Не охранник и не кассир
Разберем это происшествие с точки зрения соблюдения норм законодательства. Среди трудовых действий (ТД) профстандарта «Провизор» (приказ Минтруда РФ № 91н от 09.03.2016) отсутствует какое-либо действие, означающее обязанность хранения выручки до ее инкассации.
Иными словами, ответственность первостольника в отношении денежных средств прописана только в трудовом соглашении и (если таковая имеется) должностной инструкции. Но и в этих документах она обычно не детализируется. В частности, в трудовых соглашениях работников тех аптечных организаций, которые практикуют сдачу выручки раз в несколько дней, как правило, это обстоятельство не акцентируется.
Но ведь с точки зрения профобязанностей фармспециалиста одно дело — сдавать выручку ежесменно, и совсем другое — хранить накапливающуюся, например, в течение недели сумму. Первое может и обязан делать фармацевт или провизор, второе в его профобязанности не входит (согласно профстандартам «Фармацевт» и «Провизор»). Потому что первостольник не только не специалист по клинингу, он еще и не кассир.
Среди трудовых действий профстандарта «Провизор» (приказ Минтруда РФ № 91н от 09.03.2016) отсутствует какое-либо действие, означающее обязанность хранения выручки до ее инкассации.
Получается следующее. Некоторые работодатели экономят на инкассации, заказывая ее раз в неделю, а не в ежедневном режиме, не ставят охрану, не монтируют «тревожную кнопку», не обеспечивают аптечные пункты сейфом, подставляя таким образом своих беззащитных подчиненных в прямом смысле слова под ножи грабителей. При этом они взваливают на своих первостольников всю ответственность за сохранность ценностей, не удосуживаясь даже выплачивать им дополнительное вознаграждение за выполнение функций охранника и кассира, не прописанных в должностных обязанностях профстандартов.
Здесь есть часть вины и самих фармспециалистов. Много ли вы знаете тех, кто при поступлении на работу не соглашается с теми или иными пунктами типового трудового соглашения, предлагая их доработать? Многие ли фармспециалисты, прежде чем подписать договор и принять условия должностной инструкции, ставят условия по обеспечению безопасности аптечного объекта и отказываются приступить к работе, если они не гарантированы? Многие ли указывают на необходимость дополнительной оплаты за выполнение несвойственных фармспециалистам функций?
Кто отвечает за сохранность
Грабители иногда покушаются не только на выручку, но и на аптечные товары. Здесь ситуация несколько иная, чем с денежными средствами. В профстандарте «Провизор» имеется ТД «Обеспечение физической сохранности лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента». Любопытно, что в профстандарте «Фармацевт», утвержденном приказом Минтруда РФ № 349н от 31.05.2021, такого ТД нет. Видимо, разработчики второго из этих приказов сочли эту расплывчато сформулированную норму не очень удачной и отказались от нее.
Кроме того, материальная ответственность провизора-первостольника прописана в трудовом соглашении. И обеспечить ее можно только добросовестным трудом, без потерь и присвоений товарных ценностей. Но перед грабителем, который навел на него оружие, провизор бессилен. К сожалению, профстандарт эти две разные ситуации не различает.
Поэтому следующая рекомендация особенно важна для провизоров. Не идите работать туда, где не обеспечены условия охраны аптечного пункта, выручки, товаров и защиты рабочего места, потому что действующая норма профстандарта возлагает на вас ответственность за обеспечение физической сохранности аптечных товаров. Остается надеяться, что ее откорректируют. Иными словами: коллеги, будьте бдительны!
Нет комментариев
Комментариев: 0