Мария Литвинова: неопознанный летающий объект на рынке фармы

26.05.2022
10:07
Инженер по ракетным двигателям Мария Литвинова начинала свою карьеру в индустрии красоты в качестве директора салона красоты. Но, быстро устав от общения с «великими» артистами, начала искать себя в других отраслях. 18 лет назад судьба неожиданно привела ее на фармрынок. Как призналась Мария, в этой отрасли ей долго пришлось играть роль серого кардинала. Сейчас исполнительный директор ассоциации «СоюзФарма», вице-президент НП «Опора России» Мария Литвинова — признанный эксперт фармацевтического рынка.

«Без Литвиновой не начинаем»

Как вы попали в фармацевтический бизнес?

По первомуобразованию я инженер-технолог по ракетным двигателям. Заканчивала институт в «эпоху перемен», в 1993 году, и попала на работу в торговую компанию. Получила квалификацию бухгалтера-кассира.

А уже в 1998 году мы вместе с подругой открыли в Москве салон красоты. В этой индустрии я задержалась до 2005 года. Успела поработать директором по продажам в косметической компании, занималась развитием парикмахерских брендов. А потом решила уйти из «мира красоты». Профессиональное выгорание. Я ужасно устала от «великих» артистов, которые меня окружали. Мне хотелось спокойно ходить на работу каждый день по стандартному графику и иметь понятный функционал.

Однажды моя знакомая рассказала о компании «Протек», которая развивала ассоциацию «СоюзФарма». Туда был нужен сотрудник для сбора взносов. Вспомнив свою комсомольскую молодость, а тогда у меня очень хорошо получалось собирать взносы, я подумала: наверное, это мечта.

Пришла на должность менеджера ассоциации по развитию в Московской области и в совершенно другую реальность.

Но сбором взносов я занималась недели две, после чего мне поставили другую задачу — организовать фармконференцию. А потом еще и еще.

Спокойная жизнь со сборами взносов закончилась. Начался мой путь в фарме. В ассоциации я достаточно быстро заняла должность руководителя региональной службыпо развитию. Многое нужно было создавать с нуля, объединять, организовывать. Но долгое время меня преследовала роль серого кардинала.

Однажды моя знакомая рассказала о компании «Протек», которая развивала ассоциацию «СоюзФарма». Туда был нужен сотрудник для сбора взносов. Вспомнив свою комсомольскую молодость, а тогда у меня очень хорошо получалось собирать взносы, я подумала: наверное, это мечта.

Когда вы ощутили себя «первым лицом» в фарме?

Наверное, когда меня назначили генеральным директором ассоциации «СоюзФарма». Без лишней скромности скажу, что тогда все авантюрные инициативы, например такие, как доставка рецептурных препаратов, не обсуждались без моего участия.

Показательным моментом стало одно из совещаний в Минздравсоцразвития — министром тогда была Татьяна Голикова. Я задерживалась по объективным причинам, но мне позже передали ее слова: шла перекличка участников заседания, и обнаружилось, что меня нет. «Без Литвиновой не начинаем», — сказала Голикова. Для меня этот эпизод был очень значим.

Многое поменялось за это время: и министры, и мои должности. Сейчас я вице-президент ассоциации НП «Опора России», исполнительный директор ААУ «СоюзФарма», я вхожа в кабинеты, которые девочка из 1998 года даже нафантазировать себе не могла.

Для меня аптечный бизнес — это истории про неравнодушных людей. Они меня заряжают своим отношением к делу и подпитывают позитивной энергией.

О гордости и секрете успешной карьеры

Какими достижениями в своей карьере вы больше всего гордитесь?

Я редко говорю вслух о своих достижениях, даже когда кто-то их присваивает, представляя своей победой. Просто делаю то, что нужно. Многие меня за это ругают, говорят: «Маша, многие на этой работе делают большие деньги».

Я зарабатываю, но просто объявить: «Давайте я пролоббирую ваши интересы за 6 млн руб.», — это не про меня.

Мне важны совершенно другие вещи. Например, было очень важно получить признание людей, которые являются профессионалами в нашем сообществе. Таких уважаемых мной людей, как Елена Неволина, Александр Апазов, Роза Ягудина, Лилия Титова, Елена Максимкина.

Когда я только пришла в отрасль, они держали дистанцию: для всех я была неопознанным летающим объектом. Но сейчас налажено сотрудничество, направленное на решение важных вопросов. Для меня очень важны человеческие отношения и уважение профессионалов такого уровня.

Я редко говорю вслух о своих достижениях, даже когда кто-то их присваивает, представляя своей победой. Просто делаю то, что нужно. Многие меня за это ругают, говорят: «Маша, многие на этой работе делают большие деньги». Я зарабатываю, но просто объявить: «Давайте я пролоббирую ваши интересы за 6 млн руб.», — это не про меня.

Есть ли у вас как у директора ассоциации, которой в этом году исполнился 21 год, свой секрет успеха?

Это самозарядная история «помоги себе сам». Никак иначе. Даже если бы захотелось все бросить, то как это сделать? Как однажды сказал один топ-менеджер фармкомпании: «Литвинова, все знают в отрасли, что «СоюзФарма» — это ты. Не будет тебя, не будет «СоюзФармы». Тогда я скептически отнеслась к его словам. Но сейчас понимаю — в этом есть доля правды. Посмотрите на профессиональные ассоциации нашей отрасли — это организации личностей.

Про спорт, семью и уединение

На что тратите свое свободное время?

Его немного. Я никогда бы не подумала, что в таком возрасте — мне скоро исполнится 52 года — буду работать в таком активном ритме.

Восстанавливаться, правда, стало тяжеловато. Но я открыла для себя медитацию и аффирмации. Раньше очень любила общение с людьми, но сейчас стала больше ценить свое время, не тратить его на тех, с кем мне не по пути.

Не так давно в мою жизнь неожиданно вошел спорт. В моем окружении мало людей, которые могут контролировать и мотивировать меня.

Один из них — мама. Это человек, который до сих пор отчитываетменя за то, что я еду с работы в 23:00. Вторым таким человеком стала тренер Ирина Турчинская. Как-то я собралась в отпуск и увидела в социальной сети объявление про спорт-марафон, о котором мне рассказывали коллеги — девчонки, которые в нем однажды участвовали. «Ну, вроде выжили, вернулись», — подумала я про них и забронировала путевку. Это оказалось сильным испытанием для меня. Я поехала одна, туда, где никого не знаю и меня никто не знает. Три тренировки в день, строгий режим питания под контролем тренера и врачей. Вернулась совершенно другим человеком. Так спорт вошел в мою жизнь.

Ясчитаю, что самое главное, чтобы работал мозг, был позитив и жизнь без зависти. Сейчас у меня очень ограниченный круг близких людей. Есть те, кто уже давно в моей жизни, есть вновь приобретенные люди. Но восстанавливаюсь я теперь в уединении, на природе. Мне это нужно.

В моем окружении мало людей, которые могут контролировать и мотивировать меня. Один из них — мама. Это человек, который до сих пор отчитывает меня за то, что я еду с работы в 23:00. Вторым таким человеком стала тренер.

Пошел ли сын по вашим стопам или нашел собственное дело?

Сын пошел по стопам, но не по моим. У меня муж пилот и сын пилот. Он серьезно занимался футболом, всегда хорошо учился. Я намекала ему на перспективы в сфере информационной безопасности. Он в ответ кивал, я думала, соглашался. А потом приходит и говорит: «Мам, я решил стать пилотом». Муж счастлив, я — в шоке. Но приняла его выбор и горжусь им. Сейчас планирую подарить ему второе образование, которое он тоже выберет сам.

О кризисе, недооцененных фармспециалистах и будущем рынка

Сейчас фарма столкнулась с очередным экономическим кризисом. Как будет развиваться рынок?

На мой взгляд, самым перспективным направлением может стать digital. С объявленными мерами поддержки достаточно быстро вырастет новое поколение айтишников. Думаю, будет работать модель хороших 90-х: когда товар должен быть в наличии у дистрибьютора, а у тебя должны быть деньги, чтобы купить этот товар, и люди, которые придут и купят его уже у тебя. Самое главное — должна произойти сцепка «врач — аптека — пациент», не должны мы быть так далеко друг от друга, как сейчас.

Думаю, будет открываться больше аптек в ЛПУ — эта тенденция наметилась еще с пандемии.

На мой взгляд, самым перспективным направлением, может стать digital. С объявленными мерами поддержки достаточно быстро вырастет новое поколение айтишников.

Как вы сами выбираете аптеку, когда вам нужно купить лекарства?

Я выбираю аптеки по доступности. И мне абсолютно не важно, как она называется, мне нужно, чтобы аптека была доступна территориально и в ней было лекарство.

Как вы оцениваете современных фармспециалистов? Хватает ли им компетенций?

Фармспециалисты недооценены. То колоссальное фундаментальное образование, которое они получают, не реализуется полностью в существующей аптечной модели. Раньше, когда было понятно, где производственный отдел, а где рецептурный, все было проще. Было понятно, где работает фармацевт, а где провизор или технолог. Сейчас, когда мы стали торговой организацией, фундаментальность знаний стала невостребованной. Но я надеюсь, то доверие, которое мы заслужили во время пандемии, поднимет, встряхнет профессию.

Рынок конкурентный, а конкуренции в самой профессии нет, хороших специалистов не хватает. В этой профессии важен человеческий фактор. Если специалист любит то, чем он занимается, он везде будет хорошо работать и будет востребованным. Самый ценный сотрудник — тот, кто подходит к делу с душой.

Согласна, зарплаты у первостольников маленькие, над этим вопросом надо продолжать работать.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.