На какие мошеннические схемы попадаются сотрудники аптек
Когда звонит «начальник»
В Оренбурге расследовали сразу три эпизода телефонного мошенничества, жертвами которых стали сотрудники аптек.
В первом случае на удочку мошенника попала заведующая аптекой. Преступник позвонил на рабочий телефон и представился владельцем аптечной сети. Он смог убедить 57-летнюю заведующую в том, что аптеку следует в срочном порядке подготовить к проверке по противопожарной безопасности. Для этого владелец аптечной сети якобы заказал некие товары на сумму 19,2 тыс. руб., а женщине необходимо было срочно перевести эту сумму на карту, номер которой продиктовал звонивший.
Только расставшись с деньгами, жертва догадалась перезвонить в центральный офис организации. Там ей сообщили, что никаких проверок не предвидится.
Схема повторилась и в другой аптеке, сотруднице которой также позвонил неизвестный, представился директором сети аптек, в которой она работает, и пояснил, что необходимо срочно собрать деньги в сумме 52 тыс. руб. За этими деньгами он скоро пришлет человека.
Через некоторое время к офису подъехало такси — и водитель забрал конверт. Сотрудник службы такси, не зная, что действует в интересах преступника, за дополнительную плату тут же положил полученные деньги через банкомат на счет клиента, который оплатил вызов.
После передачи денег сотрудница аптеки догадалась позвонить вышестоящему руководству и только тогда поняла, что ее обманули.
Наконец, третий эпизод — и третья аптека. Сотруднице позвонил «поставщик» и сказал, что ночью будет доставлен товар, который необходимо срочно оплатить. Онлайн были переведены 74 тыс. руб., однако никаких отгрузок, разумеется, не произошло.
Мошенники научились делать звонки таким образом, чтобы у абонента высвечивался на экране знакомый номер — например, заместителя директора компании.
«У нас был схожий единичный случай, но мы его быстро разобрали и сделали выводы: никакие подобные действия с выручкой фармацевтические работники не могут совершать без личного (живого) распоряжения руководителя или без согласования с непосредственным руководителем», — поделилась генеральный директор аптечной сети «Фармакон» (Раменское) Татьяна Коваленко.
Когда звонят «программисты»
В Иваново в аптеки звонили не начальники, а якобы специалисты по техническому обслуживанию оборудования. Одному из них заведующая аптекой перевела 121 тыс. руб.
Позвонил мужчина, поинтересовался работой платежного терминала. На вопрос о том, все ли в порядке, пострадавшая ответила, что иногда аппаратура зависает, и не стала отказываться от предложения настроить устройство.
Следуя указаниям собеседника, она перечислила все наличные из кассы на названные им номера счетов — якобы для того, чтобы средства хранились на расчетном счете аптечной организации. После того, как заведующая перевела 121 тыс. руб. на пять различных абонентских номеров, на связь «программист» уже не выходил.
Практически аналогичная ситуация случилась в другой аптеке Иваново. Под тем же предлогом (настройка оборудования) неизвестный убедил фармацевта перевести ему все средства из кассы — около 73 тыс. руб.
В Пензе также орудуют «программисты». Там телефонный мошенник, представившись сотрудником компании, которая обслуживает кассовое оборудование, убедил заведующую аптекой в том, что настало время обновить программное обеспечение. Она перевела 70 тыс. руб. на банковский счет. Мошенник пообещал, что впоследствии деньги поступят обратно на счет организации. Но, конечно, этого не случилось.
Что надо знать сотрудникам аптек о телефонных мошенниках
• Мошенники часто представляются сотрудниками контролирующих организаций — Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Трудовой инспекции, прокуратуры и т.д. Они сообщают о внеплановой проверке, вымогая деньги за помощь в ее прохождении или решении вопроса об отмене.
• Распространенный метод вымогательства денег, также основанный на чувстве страха перед надзорными органами. В аптеку заходит посетитель и просит продать рецептурный препарат, естественно, без бланка от врача. Если сотрудник аптеки идет на это, появляется служебное удостоверение, например сотрудника Росздравнадзора. Посетитель сообщает, что это была контрольная закупка и предлагает заплатить штраф на месте. Но далеко не факт, что он является представителем ведомства.
• Мошенники научились «подделывать» телефонные номера, обращаться персонифицированно, по имени и отчеству, легко узнают практически любую личную информацию из баз данных или соцсетей.
Когда пугают недостачей
Сотрудница аптеки в Барнауле лишилась 15 тыс. руб. из собственного кармана. По телефону ей позвонил «администратор» аптечной сети и сообщил, что в розничной точке, где работает женщина, в кассе не хватает 15 тыс. руб. Сотрудница перепугалась и согласилась покрыть недостачу, переведя мошеннику деньги.
Нет комментариев
Комментариев: 0