Нестандартная реклама

06.07.2023
11:03
В контексте нового закона большое количество вопросов к нам поступило в части нестандартных форматов донесения информации.

Вебинары

К примеру, нередко у участников цепочки возникает непонимание относительно того, нужно ли маркировать вебинары. Такой формат материала, как платный или закрытый вебинар, может быть отнесен к разряду нерекламных (для участия в нем пользователь должен самостоятельно произвести определенный набор действий, например зарегистрироваться, указать свои данные, для платного контента – произвести платеж).

Продвижение вебинаров при этом с большой долей вероятности будет признано рекламой (объектом рекламирования при этом будет само мероприятие).

Если вебинар открытый /запись выложена в свободном доступе – квалификация будет происходить иным образом, содержание будет оцениваться на соответствие признакам рекламы, указанным в законе, а также в зависимости от видеохостинга (его общедоступности). При этом конкретной практики по таким размещениям нет.

Рассылки

Аналогичные вопросы возникают и в отношении рассылок. ФАС ранее поясняла, что неперсонифицированные рассылки (т.е. те, которые не сконструированы под конкретного получателя, а направляются по общей базе) попадают в категорию неопределенного круга лиц, в том числе, если они направляются по конкретному адресному списку.

Лендинги

То же самое касается лендингов. Представители ФАС озвучивали принцип оценки подобных материалов – если для нахождения ресурса необходимо приложить какие-либо усилия (например, вбить в поисковой строке запрос на конкретный сайт и препарат), то, вероятнее всего, рекламой это считаться не будет. Если же на сайте размещен баннер или лендинг выдается в приоритетной поисковой выдаче, то он уже может рассматриваться как реклама.

Обращаем внимание, что данный подход на настоящий момент не нашел отражения в каких-либо официальных письмах или разъяснениях ФАС, а ситуация, в зависимости от конкретного материала, может отличаться.

Другие форматы

Мы также остановимся и на ряде других отдельных форматов материалов:

Научные публикации – материалы такого рода не являются рекламой, попадают в список исключений, закрепленный в законе и разъяснениях ФАС, если они не содержат в себе рекламы каких-либо брендов. При этом продвижение таких материалов, в зависимости от его содержания, может быть признано рекламой, если текст анонса будет содержать в себе признаки рекламы.

Рекламная интеграция (но не рекламная интеграция в форме текстового или текстово-графического блока, видеоролика или аудиозаписи, а в формате продактплейсмента (когда товар/объект рекламы присутствует в кадре в качестве реквизита, заднего фона на фото/в видеоролике) или голосового/словесного упоминания по ходу авторского произведения) в различные типы авторских произведений – по мнению РКН, такой вид рекламы является объектом учета.

Реклама в мобильных приложениях – согласно позиции ФАС, если при использовании мобильных приложений пользователь мобильного устройства получает рекламу какого-либо товара при использовании такого приложения, то такую информацию следует расценивать как рекламу данного товара.

Бартеры (взаимное встречное размещение материалов партнеров на ресурсах друг друга) также должны маркироваться в тех случаях, если материалы по своему содержанию отвечают признакам рекламы. Тот факт, что они не предполагают оплаты, не имеет значения, т.к. они в любом случае имеют стоимостное выражение.

Такие размещения рекомендуется оформлять двумя встречными договорами и проводить взаимозачет требований (что также позволит снизить в том числе налоговые риски). При этом информацию в ЕРИР подавать необходимо, каждая сторона передает ее в отношении себя самостоятельно.

Одним из самых популярных вопросов пользователей является реклама в Telegram. Здесь мы можем опираться на ответ ФАС в адрес Ассоциации блогеров и агентств, ранее направлявшего службе соответствующий запрос. Из ответного письма следует, что положения не распространяются на рекламу, распространяемую посредством мессенджера. Правда, вскоре ФАС пояснила, что реклама в Telegram не требует маркировки лишь в том случае, когда ресурс используется в качестве «мессенджера», для обмена конкретными пользователями сообщениями. Если Telegram используется для донесения информации широкому кругу пользователей посредством предлагаемых сервисных возможностей (через Telegram-каналы), то такая реклама подпадает под действие закона и требует маркировки.

Отдельные пояснения были представлены и в отношении спонсорства. Как заявляли в РКН, относительно случаев, когда сетевое издание исполняет договор или государственный контракт на оказание услуг по информированию о деятельности заказчика (в т.ч. освещение мероприятий): такие редакционные материалы не требуют маркировки, поскольку их задача — информировать. Вопрос об отнесении анонсирующих форматов к рекламе необходимо уточнять в ФАС, считает РКН. Если ФАС признает анонсы рекламой, то они должны быть промаркированы и сведения о них должны передаваться в РКН.

Незакрытым также остается вопрос инфопартнерства. В августе 2022 года представители нашей группы компаний направляли запрос в ФАС относительно того, является ли размещение на сайте организатора мероприятия баннера компании-спонсора/информационного партнера рекламой. Речь в запросе шла о размещении в виде товарного знака спонсора/партнера с активной ссылкой на сайт (при условии, что все компании находятся в одном разделе, а размер обозначений сопоставим, т.е. каких-либо выделений среди иных компаний раздела не имеется).

Ответ ведомства был неоднозначный. Служба вновь акцентировала внимание на том, что каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке.

«По мнению специалистов ФАС России, размещенная на официальном сайте компании информация о спонсорах и партнерах такой компании или мероприятий, проводимых такой компанией, носит справочно-информационный характер и рекламой не является. На такую информацию положения ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации, контрагентах, спонсорах и партнерах такой организации, сколько на выделение определенных товаров, самой организации или иных хозяйствующих субъектов среди однородных товаров, организаций (например, в виде всплывающего баннера), такая информация может быть признана рекламой.», — пояснила антимонопольная служба в своем ответе.

С полной версией письма ФАС можно ознакомиться здесь.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

По мнению ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, работах, услугах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, лица, выполняющего такие работы, либо оказывающего такие услуги, а также в приложениях указанных лиц для мобильных устройств, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта, пользователей приложений об ассортименте товаров, работ, услуг, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, контрагентах данной компании, спонсорах, партнерах и т.п., следовательно, на такую информацию положения ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Учитывая изложенное, информация о товарах (работах, услугах) и акциях, контрагентах, спонсорах и партнерах, размещенная на официальном сайте продавца таких товаров (лица, выполняющего такие работы, либо оказывающего такие услуги, либо проводящего такие акции), в сети «Интернет», рекламой не является, и требования ФЗ «О рекламе» на указанную информацию не распространяется.

Данная позиция подтверждается судебной практикой по делам № А65-18861/2018, № А82-961/2015, № А38-3231/2016.

По мнению специалистов ФАС России, размещенная на официальном сайте компании информация о спонсорах и партнерах такой компании или мероприятий, проводимых такой компанией, носит справочно-информационный характер и рекламой не является. На такую информацию положения ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации, контрагентах, спонсорах и партнерах такой организации, сколько на выделение определенных товаров, самой организации или иных хозяйствующих субъектов среди однородных товаров, организаций (например, в виде всплывающего баннера), такая информация может быть признана рекламой.

Учитывая изложенное, вопрос отнесения информации к рекламе осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств ее размещения.

Размещение пресс-релиза компании по договору на сайте СМИ / какого-либо иного информационного ресурса подлежат маркировке в том случае, если материалы по своему содержанию отвечают признакам рекламы. Кроме того, необходимо также обращать внимание, что указано в договоре (если явно прописано размещение рекламы, при возникновении спора будет сложнее доказать обратное). При этом сам факт наличия договора и осуществления оплаты за публикацию не делают информацию рекламой.

Что касается «добавления» пользователей в группы, чаты, каналы, по мнению РКН, это не является рекламой, так как такие действия не являются информацией и закон на них не распространяется.

Исключения в части маркировки рекламных материалов

Стоит отметить, что существуют и случаи, когда материалы считаются рекламой, но данные в ЕРИР о них подавать не нужно.

В соответствии с требованиями ФЗ «О рекламе» маркировке и учету подлежит вся реклама, за исключением случаев, прямо указанных в нормативно-правовых актах.

К ним относятся:

  • реклама собственных товаров рекламодателей, рекламораспространителей, ОРС, распространяемой ими и (или) лицами, входящими в одну группу лиц с ними, посредством ее направления на адреса электронной почты, а также в виде электронных сообщений, направляемых с использованием сети «Интернет» - e-mail-рассылки о своих товарах (и товарах аффилированных лиц) по собственной базе, push-уведомления;

Указанные виды рекламы не попадают под требования о получении идентификатора, подаче информации в ЕРИР, при этом в них необходимо включать пометку «реклама» и сведения о рекламодателе.

  • реклама, которая распространяется в сети «Интернет» в составе телепрограмм и телепередач, радиопрограмм и радиопередач без изменений по сравнению с наземным эфирным вещанием, спутниковым вещанием, кабельным вещанием;
  • социальная реклама.

По мнению некоторых источников, сюда же можно включить закрытые каналы и группы в социальных сетях и мессенджерах со своей клиентской базой, куда не может попасть любой пользователь (обращаем внимание, что это не нашло отражения в каких-либо официальных письмах или разъяснениях, РКН неофициально подтверждало эту информацию).

При этом пометку «реклама» и сведения о рекламодателе в них все равно необходимо включать.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.