Новая жизнь болтушек

21.01.2021
10:05
В Ростове-на-Дону после длительного перерыва возобновила работу производственная аптека № 355 АО «Ростовоблфармация». На ее тотальную реконструкцию и техническое переоснащение ушло почти три года и порядка 20 млн руб. Результат того стоил: соблюдение стандартов качества и безопасности максимально автоматизировано, использование ручного труда сведено до минимума. На новоселье побывал корреспондент «Аптекаря».

Мы стали считать, во что обойдется реализация такого проекта, и ужаснулись. Требуемых инвестиций у нас на тот момент не было вообще. Брать кредит — удовольствие дорогое. Решили накопить.

Второе дыхание

Когда Иван Рачкован заступил на пост директора тогда еще ГУП РО (ныне АО) «Ростовоблфармация», в сети было шесть производственных аптек. Они представляли собой печальное зрелище: нуждающиеся в ремонте помещения, морально и физически устаревшее оборудование, огромный штат работников, выполняющих монотонный ручной труд. При этом приобрести болтушки и протаргол можно было только там, где их и производили. В остальные «Аптеки Дона» их не поставляли. Доля собственной продукции в общем объеме продаж едва превышала 1,5%.

«Когда я все это увидел, то понял, с этим надо что-то делать, — вспоминает Рачкован. — Начинали с простого: сделали ремонт, точечно обновили оборудование. Продукцию, которую делали наши производственные аптеки, стали поставлять во все точки сети. Провели обучение персонала. Разработали систему мотивации для сотрудников за продажу собственных наименований лекарств».

Параллельно приходилось работать с врачебным сообществом. Ходить по поликлиникам и рассказывать, как оформить рецепт на экстемпоральную продукцию.

Обновился ассортимент. Сейчас в портфеле порядка 250 наименований. Разработали новую рецептуру. Одни позиции добавляются, другие уходят, в зависимости от спроса.

Еще почти год ушел на то, чтобы найти замену неудобным и устаревшим пузырькам, баночкам и бумажным пакетикам. Все, что позволяла фармакопея, перевели в пластик. Назальные капли — во флаконы: одни снабжены дозатором для распыления спрея, другие — пипеткой.

Как копили на проект

«Экономика этого бизнеса такова, что иметь несколько маленьких производственных аптек нерентабельно, — продолжает Рачкован. — Лучше одну, большую, с высокой производительностью. Мы стали считать, во что обойдется реализация такого проекта, и ужаснулись. Требуемых инвестиций у нас на тот момент не было вообще. Брать кредит — удовольствие дорогое. Решили накопить».

Проект аптеки № 355 готовился практически год. Продумывалось все до мелочей. В помещение было решено подвести новый электрокабель, поскольку старый совершенно не был рассчитан на тот парк оборудования, установка которого была в планах «Ростовоблфармации».

Далее надо было выстроить логистику в соответствии с принципами бережливого производства: чтобы работники не совершали лишних передвижений по помещениям, не теряли времени на перенос сырья из комнаты в комнату, от стола к столу. При этом делали это не в ущерб удобству и комфорту персонала. Предусмотрели помещения для отдыха и приема пищи, светлые кабинеты с большими окнами.

Попадаем в чистую зону. Тут установлена ламинарная комната стоимостью 1 млн руб. Она обеспечивает идеальную стерильность, совсем как на фармацевтическом заводе, только размер немного поменьше.

Долой клей

«Это мойка посуды, это сушка, все проектировалось с запасом, чтобы потом не пришлось наращивать мощности в случае увеличения спроса, — проводит по аптеке экскурсию Рачкован. — Это помещения для хранения субстанций и сырья. Логистика подчинена логике технологического процесса».

Попадаем в чистую зону. Тут установлена ламинарная комната стоимостью 1 млн руб. Она обеспечивает идеальную стерильность, совсем как на фармацевтическом заводе, только размер немного поменьше.

Еще одна гордость аптеки — машинка для укупорки бутылок алюминиевым колпачком. Раньше она за раз могла завальцовать края крышки на одной бутылке, а теперь — на пяти. Причем ей «по вальцам» самые разные габариты — от сосудов крови до пенициллиновых флаконов. Переналадка происходит легко и быстро: просто снимается одна трубка, на ее место накручивается другая, в нее устанавливается флакон.

Идем дальше, попадаем в ассистентскую комнату. Раньше этикетки вырезали ножницами из огромного листа, вспоминает сотрудница, заполняли от руки и с помощью клея приклеивали на флакон. Теперь есть самоклейка. Основные параметры текста заполняются типографским способом. Да и сама этикетка выглядит фирменно и современно.

54-1.jpg (219 KB)

От первого лица

Как быстро вы намерены окупить проект?

За четыре-пять лет. В связи с тем, что мы сконцентрировали все производство в одном месте и закрыли несколько производственных аптек, мы сможем сэкономить существенную сумму денег на аренде (одна большая аптека у нас была в арендованном помещении), коммунальных платежах. Плюс два наших собственных помещения в Ростове и Каменске освободятся, мы рассчитываем тоже найти для них арендаторов и получить дополнительный доход. Если это получится, то окупаемость проекта составит четыре года, если нет или сдадим не сразу — пять лет.

Второй немаловажный для меня момент: централизация производства позволяет упростить контроль, привести все к единому стандарту. На производстве установлены видеокамеры, чтобы заведующая аптекой или руководство в офисе видели весь производственный процесс. Если возникает сложный вопрос, можно поднять записи и пересмотреть. За счет увеличения производительности и КПД каждого сотрудника, снижения нагрузки произошло перераспределение фонда оплаты труда. Это тоже экономия.

При этом стоимость лекарств вы не повышаете?

Практически нет. Конечно, цены подвержены колебаниям, но это связано с ростом стоимости фармсубстанций, энергоносителей. Мы тщательно следим за тем, чтобы наша цена была ниже, чем на готовые лекарственные формы.

Насколько сильно на вас отразился «коронакризис», приостановка оказания плановой медицинской помощи?

Первые три месяца года мы отработали хорошо, рост был на уровне 15—17%, а потом в апреле произошел резкий обвал. В августе-сентябре произошло восстановление по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а затем снова падение. В этом году производственное направление впервые за шесть лет покажет падение продаж (в деньгах). Поликлиники не работали — рецепты не выписывались. По нашим прогнозам, по итогам года снижение составит порядка 3%. Для сравнения: за последние годы мы росли из года в год в пределах 15—25%. Доля продаж нашего собственного производства в общей рознице сети в прошлом году составила 8%. В этом году я мечтал довести до 10%, но получится ниже 8%.

В этом году производственное направление впервые за шесть лет покажет падение продаж (в деньгах). Поликлиники не работали — рецепты не выписывались. По нашим прогнозам, по итогам года снижение составит порядка 3%.

Что дальше?

Отремонтируем нашу вторую производственную аптеку № 340. Она будет специализироваться на штучном изготовлении космецевтики. Чтобы продлить сроки годности косметики до полугода и года мы прошли сертификацию и получили декларации. Благодаря этому мы вправе поставлять свой товар в другие сети.

В 340-й аптеке не нужно большое количество оборудования. Там не будет тех объемов, что в 355-й. Поэтому я надеюсь, что в январе мы уже закончим ремонт и реновацию.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.