Росздравнадзор уделит больше внимания фармконсультированию

19.01.2023
15:28
В 2023 году в аптеках не будут проводиться плановые проверки. Но Росздравнадзор в рамках профилактической работы будет уделять внимание уровню фармконсультирования. Правда, осуществлять его в условиях ограниченного ассортимента становится все сложнее.

За что предупредят

В 2023 году Росздравнадзор продолжит курс на профилактику правонарушений. «Это означает, что служба основывается на том, была ли угроза причинения вреда здоровью потребителя. Только этот факт может быть поводом для привлечения аптеки к ответственности», — рассказывает исполнительный директор Национальной фармпалаты Елена Неволина.

В других случаях контролирующие органы ограничатся предостережением.

Условно говоря, если аптека будет массово отпускать рецептурные препараты определенным категориям населения без предъявления рецепта, это однозначно будет расцениваться как причинение вреда здоровью. В случае же неправильного хранения организация получит возможность исправить нарушение».

Внеплановые проверки должны быть согласованы с прокуратурой, и для выездного мероприятия должны быть веские основания — риск причинения вреда здоровью.

Как консультировать

Елена Неволина призывает аптеки обратить внимание на фармконсультирование — именно с его некорректным оказанием связано большинство жалоб потребителей. «Невнимательное отношение со стороны фармработников заставляет пациентов прибегать к жалобам. Фармацевт не дослушал, не задал нужных вопросов, в результате потребитель приобрел не тот препарат», — описывает эксперт возникающие проблемы.

Между тем консультировать потребителей с каждым днем становится все сложнее, уверена директор учебного центра «Доктрина» Елена Лазарева. Принцип прошлых лет «Чем больше товара, тем лучше» становится историей.

«Изменились отношения с поставщиками — теперь большинство из них работают по предоплате или на короткой отсрочке. Соответственно, позволить себе широкий ассортимент могут не все, товар надо быстро продать, — объясняет эксперт. — Кроме того, кошелек нашего клиента стал намного тоньше. Раньше аптека зарабатывала в основном на косметике, БАД, спортивном питании, товарах для здорового образа жизни. Сейчас все это покупают меньше».

Аптеки активно «чистят» ассортимент, стараются сделать его экономически эффективным, высокооборачиваемым. Особое внимание уделяется работе с неликвидами, изучению изменения спроса конкретной аптеки, региона.

В результате ограничения ассортимента фармацевт уже не может предложить широкий выбор препаратов потребителю. «Первостольники, осуществляя фармконсультирование, делают все, чтобы помочь посетителю аптеки: объясняют, предлагают синонимическую замену, в том числе и в рамках импортозамещения, но все равно сталкиваются с недовольством и непониманием», — говорит эксперт.

21-1.jpg (49 KB)

НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРИНА КРУПНОВА:

— ОСНОВНАЯ СТАВКА — НА ВЫДАЧУ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЙ. ЭТО ДОКУМЕНТ, КОТОРЫЙ ТАКЖЕ ВНОСИТСЯ В ЕДИНУЮ СИСТЕМУ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, О ТОМ, ЧТО, ВОЗМОЖНО, В АПТЕКЕ ИМЕЕТ МЕСТО НАРУШЕНИЕ ОТПУСКА ЛЕКАРСТВ БЕЗ РЕЦЕПТА, И МЫ ПРОСИМ ЭТОГО НЕ ДОПУСКАТЬ ВПРЕДЬ. НА ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ АПТЕКА ДОЛЖНА ОТРЕАГИРОВАТЬ МЕРАМИ ВНУТРИ ОРГАНИЗАЦИИ, А ЕСЛИ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ — НАПИСАТЬ ОТВЕТ В РОСЗДРАВНАДЗОР.

Сложность взаимодействия усугубляется и эмоциональным напряжением, которое испытывают многие посетители аптек. «Фармацевтам приходится выступать в роли психолога. Если во время распространения коронавирусной инфекции мы с этим справились, то сейчас постстрессовый синдром, негативные эмоции становятся все сильнее. У первостольника не хватает опыта и знаний для того, чтобы оказывать профессиональную помощь», — делится своими наблюдениями Елена Лазарева.

То, что проверок стало меньше, нельзя воспринимать как благо для аптек, считает исполнительный директор ААУ «СоюзФарма» Мария Литвинова. «Нет контроля — становится больше нарушений из-за человеческого фактора, в том числе и в сфере рецептурного отпуска. Страдает от этого владелец бизнеса», — считает она.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.