Сотрудники аптек несут финансовую ответственность за просроченные препараты

26.09.2023
11:47
Аптеки пытаются свести число просроченных лекарств на балансе к нулю. Они вводят многоступенчатый контроль заказа и выбытия товаров, со временем снижая цены на медикаменты. Случаев, когда в торговой точке остался препарат с истекающим сроком годности, становится все меньше. В таких ситуациях первостольникам приходится его выкупать, чтобы компания не занималась его дорогостоящей утилизацией.

Как формируется просрочка

Количество невостребованных в аптеках товаров исторически связано с позицией заведующих, считает генеральный директор аптечной сети «Фарма» Александр Миронов.

«Раньше не было автозаказов, ассортиментных матриц. Часто заведующая в аптеке была «царь и бог». Она решала, какие товары заказать, в каком количестве. Из-за этого складывалась ситуация, что товары, заказанные «попробовать», «по просьбе классного медпреда», лежали в аптеке и уходили в просрочку. Очевидно, что в такой ситуации ответственность лежала на заведующей и на коллективе. Несмотря на развитие ограничивающих факторов, появление большой доли «маркетинговых» товаров, закупка которых курируется офисом, историческое наследие давит и многие сети не хотят менять подход», — говорит он.

Истоки просрочки лежат в информации о том, кто заказал товар и чем сотрудник руководствовался. «Это могут быть маркетинговые обязательства, ошибка заказа или стечение внешних факторов (к примеру, сейчас во многих сетях не востребован ареплевир, показавший ранее хорошие продажи)», — отмечает Миронов. Эта информация позволит понять, кто должен платить за товары с истекшим сроком годности — заведующая аптекой, ее сотрудники или специалисты головного офиса. В «Фарме» основную часть расходов по таким препаратам берет на себя предприятие: это связано с их малым объемом.

Доля товаров, у которых истечет срок годности через шесть месяцев, к общим остаткам в сети — 1,6%. Суммы списания по просроченным препаратам составляют 0,04—0,06% от совокупного дохода за месяц.

Из неликвида в сроки

Отследить товар без движения, переместить его между аптеками, уценить — основные методы борьбы фармрозницы с товарами с истекающим сроком годности, рассказывает председатель правления Ассоциации аптек Калининградской области Дмитрий Яговдик.

«Мы начинаем работать с потенциальной просрочкой с того момента, когда она становится позицией неассортиментного плана. Это происходит при пересчете поаптечного ассортимента — каждые четыре месяца. В этот момент она перемещается в те аптеки, где остается в ассортиментном плане по продажам. Если таких мест нет или емкости для распределения недостаточно, на товары «привязывается» небольшая мотивация, чтобы оперативно продать их. Постепенно доля таких товаров уменьшается, остаются самые непродаваемые позиции, доля мотивации нарастает», — рассказывает Миронов.

Двойной контроль заказов позволяет снизить долю потенциальной просрочки. «Автозаказ проверяет заведующая аптекой, делает дополнительный заказ, после менеджер еще раз проверяет общий заказ. Внимательно нужно следить за товарами с неожиданным спросом (резко выросшее потребление, ажиотаж) — такие нужно закупать с малым временным лагом, иначе аптеке грозит затоваривание», — добавляет Яговдик.

Эти меры начинают комплексно применяться в аптеках за восемь месяцев до окончания сроков годности препаратов, говорит директор сети «Здоровье» (Новгородская обл.), руководитель региональной фармассоциации Ольга Хруцкая. «При четком контроле на все препараты есть покупатель в той или иной аптеке», — уверена она.

В аптечной сети «Фармация» Архангельской области разработана многоступенчатая система контроля и переоценок товаров с истекающим сроком годности, рассказала генеральный директор предприятия Екатерина Сташкевич. Переоценка происходит поэтапно, за полгода до истечения срока годности и приводит к уровню цены значительно ниже закупочной.

Кто несет ответственность

Если заведующая аптекой не подала товар с истекающим сроком годности к перемещению, продавала аналогичные товары с большим сроком годности, не обратила внимание на данные в журналах сроков годности, к ней могут быть применены взыскание, выговор или штраф, говорит Яговдик. «Например, за девять месяцев было продано 90 упаковок аспирина, однако при инвентаризации обнаружена еще одна упаковка препарата со сроком годности менее месяца. Первостольник, который реализовывал товар с большим сроком годности, должен нести ответственность», — считает он.

Такие случаи до сих пор встречаются в аптеках, хотя происходят все реже, соглашается замдиректора аптечной сети «Надежда» (Хакасия), руководитель региональной фармассоциации Анастасия Филиппова. Ответственность за хранение препаратов по срокам годности прописана в должностной инструкции первостольников, говорит она.

«Часть аптечного ассортимента, например, лекарственные средства, находящиеся на предметно-количественном учете, рецептурные препараты, выписка по которым сократилась, товары с повышенным спросом в определенные периоды времени (тесты на COVID-19 и вакцины, которые отправлялись в аптеки без учета мнения заведующего), списываются и уничтожаются за счет расходов предприятия», — отметила Сташкевич.

Аптеки испытывают сложности с уничтожением собственных отходов, говорит юрист Ассоциации «Фармацевтическое содружество» Максим Орлов: «Законодательно этот вопрос не до конца урегулирован, за исключением уничтожения наркотических средств и психотропных веществ».

В случае, если работники аптеки не соблюдают нормативные акты по контролю за сроками, ответственность за материальное возмещение затрат предприятия лежит на них, добавила она.

Несколько участников рынка на условиях анонимности подтвердили «ФВ», что аптеки не занимаются утилизацией просроченных препаратов из-за дороговизны процесса. Препараты с истекающим сроком годности уценивают и выкупают сотрудники аптек и их владельцы — такая практика существует повсеместно.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.