Топ самых продаваемых витаминов для детей
БАД заместили лекарства
В аптеках продается около 100 брендов витаминов и добавок для детей, часть из которых — это крупные бренды линейки витаминных продуктов, часть — отдельные детские бренды. В январе—мае 2021 года продажи детских витаминов были ниже по сравнению с таким же периодом 2020 года. По данным AlphaRM, сегмент потерял 6% в рублях и 14% в упаковках (экспертная выборка по торговым наименованиям) (рис. 1).
Основная масса детских витаминов — это биологически активные добавки к пище (рис. 2). Производители готовятся к единому рынку ЕАЭС, для этого необходимо перерегистрировать лекарственные препараты по правилам ЕАЭС. Чтобы упростить эту работу, по возможности фармкомпании переводят свои продукты из лекарств в БАД. Этот процесс продолжается уже несколько лет и почти завершился. В мае 2021 года Stada перевела последние 17 торговых наименований бренда «Витрум», в том числе «Витрум Кидс», из лекарств в БАД.
В итоге среди детских витаминов лекарств остается все меньше. По данным на конец июля 2021 года, в ГРЛС нашелся только один бренд витаминов, зарегистрированных как лекарство, — «Мульти-табс», который включает три детских торговых наименования: «Мульти-табс бэби», «Мульти-табс малыш» и «Мульти-табс юниор» компании GSK.
«Поли» значит «много»
Больше всех в аптеках продаются поливитамины. На них пришлось 80% продаж в денежном выражении (рис. 3).
Постепенно доля комплексных витаминов меняется, в январе—мае 2020 года она была 81%, а более специализированные витамины набирают популярность. Так, за год доля пребиотиков и пробиотиков выросла с 1 до 2%, такая же динамика у витаминов для зрения. И именно эти две группы показали наибольший прирост продаж в рублях: пребиотики выросли на 20%, витамины для глаз — на 34%.
Продажи самых крупных групп витаминов при этом, напротив, снизились: поливитамины — на 9%, моновитамины (сюда вошли витамин С и витамин D3) — на 4%. Снижение в группе моновитаминов произошло за счет уменьшения спроса на витамин С (в группе учитывались торговые наименования с детской принадлежностью. — Прим. «Аптекарь»). Продажи таких витаминов снизились на 11,7% в денежном выражении. Витамин D3, напротив, был востребован, его продажи выросли на 13,5%.
Ценовое единство
Средние цены на витамины большинства групп укладываются в диапазон 400—600 руб. Из общей картины выбиваются только моновитамины, где много недорогих торговых наименований за счет дешевого витамина С, а также полиненасыщенные жирные кислоты Омега и рыбий жир.
За пять месяцев 2021 года аптеки продали 6,1 млн упаковок витаминов и добавок для детей на 1,5 млрд руб. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года продажи снизились на 6,9% в рублях и сразу на 18,66% в упаковках. При этом средняя цена выросла на 14% — с 210,7 до 240,1 руб. за упаковку.
В январе—мае 2021 года средние цены по сравнению с таким же периодом 2020 года выросли во всех группах. Наибольшая динамика у моновитаминов — +21% и у БАД для укрепления иммунитета и профилактики простуды и гриппа — +20%, меньше всего (на 2%) выросла средняя стоимость общеукрепляющих и влияющих на иммунитет БАД. Биодобавки с кальцием, полиненасыщенные жирные кислоты Омега и рыбий жир подешевели на 3 и 4% соответственно.
Лидеры продаж
Первая тройка брендов в январе—мае 2021 года не изменилась. Самыми популярными брендами остались «Витамишки», «Супрадин» и «Мульти-табс», и только «Витамишки» и «Супрадин» поменялись местами. Российский бренд вышел на первое место благодаря росту продаж «Витамишек» на 13%.
Самый значительный рост у «Витрума», который не так давно перешел от Takeda к Stada. Бренд переместился сразу на четыре строки вверх, +31% к продажам.
Также повысили свой рейтинг два других бренда. Так, «Бэби формула мишки» компании «Эвалар» переместился с 9-го на 7-е место с приростом продаж +9%, а «Детримакс» — с 11-го на 9-е место с приростом +5%.
Остальные участники рейтинга показали отрицательную динамику.
Нет комментариев
Комментариев: 0