Время «на подумать»
Как карт-бланшем воспользовались «классики»
Весной классические игроки быстро сообразили, что настал их «звездный час». В Росздравнадзор полетели десятки заявок на получение разрешений на дистанционную торговлю. Одобрялись они моментально. В сентябре более 170 компаний из 40 регионов России стали полноценными игроками онлайн-рынка лекарств. Но эта бумага не принесла ожидаемых дивидендов. Один за другим владельцы крупнейших аптечных сетей разочарованно заявляли: прироста прибыли и трафика не наблюдается. Более того, развивать этот сегмент самостоятельно слишком накладно.
Крайне равнодушны к возможностям покупать лекарства онлайн оказались жители регионов. Если в мегаполисах аптеки фиксируют небольшой интерес к доставке на дом, то регионам «безрецептурка» оказалась совсем не интересна.
«Пока Госдума не разрешит доставку рецептурных лекарств, это направление нельзя назвать привлекательным», — констатировал генеральный директор ООО «Альфа Живика» Александр Востротин.
При этом, пожалуй, отдельно надо вспомнить, что далеко не вся «классика» смогла получить разрешение на дистанционную торговлю. Число не допущенных до дистанционной торговли лекарствами аптек растет. Главная причина — несоответствие правилу о наличии не менее 10 аптек на территории Российской Федерации. Ограничение, которое должно было перекрыть доступ на рынок онлайну, больно ударило и по мелкой «классике».
Ответ интернет-ритейла
Любопытно проанализировать поведение в это время онлайн-игроков. Принятые правила дистанционной торговли лекарствами оставили маркетплейсы за бортом: они никак не соответствовали требованиям по срокам действия фармлицензий и количеству стационарных точек. Поэтому их реакция удивительна — ее просто не было.
Такое ощущение, что проигравшие в этой битве решили взять паузу и посмотреть на ситуацию со стороны. Оценить возможности «классиков» и с новыми аргументами броситься в бой за права «обиженных» маркетплейсов, агрегаторов и телемагазинов.
Ведь и «классики», и онлайн-ритейл на фоне начавшихся дебатов о необходимости разрешить к продаже рецептурные препараты прекрасно понимали: велика вероятность того, что эти ограничения временные, а правила игры со временем станут менее строгими.
Новые правила от онлайн-ритейла
В конце октября АКИТ написала развернутое письмо на имя зам. председателя Правительства РФ Дмитрия Григоренко. В нем Ozon, Wildberries, Почта России, Перекресток.Online, Утконос, iherb, Сбермаркет совместно с компаниями Яндекс и Mail.ru Group заявили, что монополизация онлайн-рынка лекарств крупными классическими сетями не дала нужного эффекта. Лекарства не стали более доступными.
Игроки приводят в письме аргумент: «К настоящему времени в канале дистанционной продажи лекарств не накоплена критическая масса для снижения цен на товар». А потому онлайн-ритейл считает «чрезмерным сохранение принципов ограничения доступа к рынку дистанционной торговли лекарственными препаратами для современных интернет-сервисов (агрегаторов/маркетплейсов/телемагазинов), не позволяющих государству и гражданам РФ реализовать все выгоды от электронной торговли». Копия письма имеется в распоряжении «ФВ».
АКИТ написала собственный проект правил выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом.
Предложения ассоциации просты и вполне ожидаемы. Они просят изменить требование о наличии не менее 10 мест осуществления фармацевтической деятельности на территории России на одно и допустить агрегаторов к дистанционной торговле лекарствами.
Утверждать наверняка, что предложения интернет-игроков в этот раз будут приняты, преждевременно. Но, вероятно, столь продолжительная пауза, предоставление возможности «классикам» спокойно поиграть в онлайн и разочароваться в нем, принесет нужные плоды маркетплейсам.
Нет комментариев
Комментариев: 0