Дела торговые

27.07.2015
00:00
Ассортимент аптеки сегодня представляет собой сложный комплекс товаров и товарных групп, каждая из которых имеет свои особенности и правила реализации. Зачастую эти тонкости лежат в плоскости юриспруденции.

 Марат Милушин, директор юридической компании «Юнико-94», канд. юрид. наук

* * *

— Покупатель предъявил претензии аптеке в связи с тем, что обнаружил на полке с открытой выкладкой два одинаковых тюбика косметического крема, на которых стояла разная цена, что было ошибкой при наклеивании ценников. При этом он настаивал, чтобы мы продали крем по той цене, которая оказалась ниже, хотя в компьютере цена была иной. По какой цене следует продать товар покупателю в данном случае?

— В соответствии с п.11 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55 «Правил продажи отдельных видов товаров» (в ред. от 05.01.2015) продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о цене товара в рублях,.При этом согласно п.18 указанных Правил цены товаров, реализуемых продавцом, должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей.

Согласно п.19 Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Указанная в тексте вопроса ошибка продавца при обращении покупателя с жалобой в контрольно-надзорные органы может быть квалифицирована по ст.14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях как обман потребителей, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. руб.

Учитывая это обстоятельство, по нашему мнению, в указанном в тексте вопроса случае рекомендуется не конфликтовать с покупателем и отпустить ему товар по более низкой цене, указанной на одном из тюбиков.

* * *

— Может ли аптека реализовывать следующие виды товаров: соки, детские молочные коктейли, жвачку, жевательные конфеты? Если да, то каковы требования к этим товарам и правила их хранения в аптеке?

— В соответствии с ч.7 ст.55 Федерального закона РФ от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 29.06.2015) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными средствами имеют право приобретать и продавать медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни.

Таким образом, из перечисленных в вопросе пищевых продуктов аптека вправе реализовывать только те продукты, которые относятся к продуктам лечебного, детского и диетического питания.

Эти товары подлежат госрегистрации в соответствии со ст.24 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР/ТС 021/2011, принятого решением Комиссии ТС № 880 от 09.12.2011.

Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их хранении и перевозках установлены в ст.19 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в ред. от 31.12.2014). Так, хранение и перевозка пищевых продуктов, материалов и изделий должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность.

Хранение пищевых продуктов, материалов и изделий допускается в специально оборудованных помещениях, сооружениях, которые должны соответствовать требованиям нормативных документов.

Специальные требования к хранению молочной продукции, к которой относятся детские молочные продукты, установлены Федеральным законом РФ от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (в ред. от 22.07.2010).

* * *

— Какая информация в настоящий момент должна в обязательном порядке быть указана на косметической продукции в аптеке?

— Требования к информации для потребителя, которая должна сопровождать реализацию парфюмерно-косметической продукции, установлены пп.11 и 53 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55 «Правилами продажи отдельных видов товаров» (в ред. от 05.01.2015), а также ст.9 утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» ТР ТС 009/2011.

В соответствии с «Правилами продажи отдельных видов товаров» продавец обязан своевременно, в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Информация в обязательном порядке должна содержать:

  • наименование товара;
  • место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара — наименование страны происхождения товара;
  • сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
  • сведения об основных потребительских свойствах товара;
  • сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
  • гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;
  • срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
  • цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита — размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

Информация о парфюмерно-косметических товарах помимо общих сведений должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения о его назначении, входящих в состав изделия ингредиентах, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения, способах и условиях применения, массе нетто или объеме и (или) количестве единиц изделия в потребительской упаковке, условиях хранения (для товаров, в отношении которых установлены обязательные требования к условиям хранения), а также сведения о государственной регистрации (для товаров, подлежащих государственной регистрации).

В соответствии с указанным выше Техническим регламентом маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию:

  • наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции;
  • назначение парфюмерно-космети­ческой продукции, если это не следует из наименования продукции;
  • косметика, предназначенная для детей, должна иметь соответствующую информацию в маркировке;
  • наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);
  • страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);
  • наименование и местонахождение организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства — члена ТС;
  • номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре (для мыла твердого туалетного — номинальная масса куска на момент упаковки) за исключением парфюмерно-косметической продукции номинальной массой менее 5 г, или номинальным объемом менее 5 мл, или пробника парфюмерно-косметической продукции;
  • цвет и/или тон (для декоративной косметики и окрашивающих средств);
  • массовую долю фторида (% или мг/кг, или ppm) для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора;
  • срок годности: дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись «годен до» (месяц, год) или «использовать до» (месяц, год);
  • описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;
  • особые меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции;
  • номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции;
  • сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции;
  • список ингредиентов в соответствии с п.9.3 ст.9 Регламента.

* * *

— На упаковках БАД, косметической продукции и детских товаров должен стоять знак ЕАС (Евразийское соответствие). Какими документами это подтверждается? Есть ли исключения для каких-то видов товаров?

— Требования к маркировке БАД, косметической продукции и детских товаров единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза — ЕАС установлены, соответственно, следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011;
  2. Утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» ТР ТС 009/2011;
  3. Утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 797 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» ТР ТС 007/2011.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.