Учет и контроль
Телушка — полушка, да рубль перевоз
Лекарственные средства маркируют давно. Да и как не маркировать столь важную для здоровья продукцию! Учитывая производственный процесс, когда лекарственные препараты производятся сериями, они и маркировались специальным способом. В случае нежелательных явлений или нареканий к качеству препарата вся серия подлежала изъятию и дополнительному контролю качества. Маркировка выполняла функции защиты от нарушений производственного процесса.
Но сменился строй в стране, на смену социализму (непременными атрибутами которого являлись учет и контроль) пришел капитализм. А как известно из классиков, нет такого преступления, на которое не пошел бы капиталист в погоне за прибылью. Вот и освоен был новый, неизвестный даже Остапу Бендеру способ обогащения за счет продаж фальшивых или повторных продаж настоящих лекарств. Ведь современные препараты становятся все дороже и дороже, так что изготовить фальшивую упаковку уже гораздо выгоднее, чем «нарисовать» купюру даже самого большого достоинства.
Со вторым способом все и проще, и сложнее. Купить партию дорогостоящих препаратов за счет бюджетных средств, списать их на фиктивных или настоящих пациентов, а потом заново продать государству — простота на уровне гениальности. Практически — вечный двигатель. Сложность же в том, что система маркировки сериями не позволяет отследить такие махинации, ведь речь идет о нескольких десятках упаковок, несмотря на то, что оборот достигает миллионов рублей.
И хотя по оценке экспертов такого рода махинации затрагивают лишь 0,1—1% оборота лекарственных средств, решено было промаркировать индивидуально все препараты, обращающиеся на территории нашей страны. Спасибо, что фантазия законотворцев остановилась на уровне упаковки, не требуя индивидуальной маркировки отдельных ампул и таблеток. Но вот незадача: маркировка нужна для предотвращения махинаций с дорогостоем (ну не подделывают же фальшивомонетчики наши сторублевые купюры — выгоды никакой, а риск тот же), а маркировать придется и копеечные упаковки. А дешевых лекарств на рынке нашей страны до 40%. И если стоимость индивидуальной маркировки растворяется в стоимости дорогих препаратов, то незаметно «вписать» ее, не изменив ценника дешевого лекарства, будет затруднительно. Собирать и хранить данные по перемещению со склада на склад миллионов упаковок тоже недешево. А все расходы в конечном итоге оплачивает потребитель.
Инспектор ГИБЛО
В современном мире лекарства — далеко не первый пример, когда для удобства учета и контроля индивидуально маркируют каждую единицу товара. Примеры можно приводить из разных категорий товаров. Но чаще всего нам на глаза индивидуальная маркировка попадает на улицах в виде автомобилей. Ведь автомобили уже давно регистрируют, ставят на учет, отслеживают их перемещения и продажу. Чтобы не путать автомобили, на все единицы навесили хорошо различимые индивидуальные номера. А параллельно с этим развивалась и специальная служба, сотрудники которой ревностно блюли порядок регистрации, движения и даже стояния автомобилей. Ведь что это за порядок, когда маркировка есть, а службы слежения за маркированным изделием нет. Эта служба много раз меняла свое название, пока не пришла к современному: Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Думаю, что и с лекарственным оборотом без соответствующей инспекции не обойтись. А поскольку контрольные функции самые сладкие, то за право обеспечивать безопасность лекарственного обеспечения борьба предстоит нешуточная. Название новой службе можно подобрать по аналогии с ГИБДД. Будет у нас еще одна инспекция — Государственная инспекция безопасности лекарственного оборота» (ГИБЛО).
Инспекторы ГИБЛО в специальной форме с радарами, считывающими маркировку с упаковок лекарственных препаратов с расстояния нескольких сот метров, начнут устраивать засады у аптек и складов дистрибьюторов, фиксируя превышение цен, продажу без надлежащих документов и даже превышение сроков парковки — то бишь хранения. Недалек тот день, когда склады и аптеки оборудуют камерами с видеофиксацией нарушений. А граждане смогут спокойно приобретать свои любимые корвалолы и валокордины, не беспокоясь, что им продадут контрафакт.
Если серьезно, то для пресечения всех существующих нарушений в сфере оборота лекарственных средств — производства фальшивых лекарств, воровства из больничных аптек, продажи по фальшивым накладным украденных упаковок — и текущего законодательства хватало. Не хватало только воли, чтобы заниматься такого рода нарушениями. А наглости преступникам фармрынка всегда было не занимать. Например, в начале 2000-х в госзакупках появилась дозировка только что вышедшего на рынок препарата, которая никогда в нашей стране производителем не продавалась, а поставлялась в некоторые южные регионы только в виде гуманитарной помощи. Производитель, конечно, тихонечко повозмущался, но дело до расследований доводить не стал. Возможно, времена изменились, и производители уже готовы отстаивать свои коммерческие интересы в борьбе с фальсификаторами. Ну что же, ГИБЛО им в помощь!
Нет комментариев
Комментариев: 0