Об эстрогенах, антидепрессантах и витамине D

6 карточек
Мы подготовили подборку самых интересных зарубежных новостей: что мешает иммунотерапии; какая связь между здоровьем зубов и рисками неврологических заболеваний; характеристика, которая снижает риск развития псориаза; почему антидепрессанты неэффективны для лечения болевого синдрома; новые данные о приеме витамина D.
1

Что мешает иммунотерапии

В Массачусетском технологическом институте (MIT) открыли возможный механизм, который делает нынешние иммунопрепараты менее эффективными против рака легкого. Причиной тому — бактерии, обитающие в этом органе. Известно, что опухолевые клетки уходят от иммунного ответа, посылая определенные сигналы и истощая Т-лимфоциты. Ингибиторы контрольных точек иммунного ответа, разновидность иммунотерапии, реактивируют их. Но рак легкого не отвечает на данное лечение должным образом, объясняют ученые. Как выяснили специалисты MIT в ходе экспериментов, некоторые Т-клетки не активируются полностью и неспособны атаковать раковые клетки, даже распознавая и проникая в них. Дело в том, что в легких бактерии создают среду, подавляющую активацию Т-лимфоцитов в находящихся поблизости лимфатических узлах. Удалось обнаружить и «негативный» фактор среды — это интерферон-гамма. Данная молекула вырабатывается в ответ на присутствие бактерий нормальной микрофлоры. Кроме того, в экспериментах блокирование интерферона-гамма позволяло восстановить активность Т-лимфоцитов.

Источник: Massachusetts Institute of Technology. Why lung cancer doesn’t respond well to immunotherapy. News Release. February 2, 2023.

2

Болезненный вопрос

Большинство антидепрессантов неэффективны для лечения болевого синдрома, хотя и имеют такую сферу применения. Это подтверждает масштабный систематический обзор исследований. В обзор включили в общей сложности 156 клинических испытаний антидепрессантов, в которых принимали участие свыше 25 тыс. человек. В большинстве испытания обладали низкой доказательностью, уточняют авторы. Также значительная часть исследований признает связь с индустрией производителей, что в том числе может быть источником недостоверных выводов. Некоторые антидепрессанты все же представляются эффективными при хронической боли. Так, умеренные доказательства обнаружены для селективных ингибиторов обратного захвата серотонина и норадреналина при болях в спине, послеоперационной, нейропатической боли и фибромиалгии.

Источник: Efficacy, safety, and tolerability of antidepressants for pain in adults: overview of systematic reviews. British Medical Journal (BMJ). February 1, 2023.

3

Покажите зубы

Ученые заявили о возможной взаимосвязи между здоровьем зубов и рисками неврологических заболеваний. Эта информация была представлена в рамках Международной конференции по вопросам инсульта (International Stroke Conference 2023), которую в первой половине февраля проводила Американская ассоциация по проблемам инсульта (ASA). Генетическая предрасположенность к плохому здоровью зубов коррелирует с развитием цереброваскулярных заболеваний, считают исследователи. Согласно их наблюдениям, наличие такой предрасположенности на 43% увеличивало число нарушений в микроструктурах головного мозга. В частности, на 24% повышался объем микроструктурных поражений в белом веществе мозга, что может негативно влиять на память, способность поддерживать равновесие и подвижность. В основу испытания легла информация о приблизительно 40 тыс. человек, числившихся в биобанке Великобритании. Они проходили МРТ головного мозга, а также скрининг на 105 генетических вариантов, обуславливающих возникновение кариеса и выпадение зубов. Пока не ясно, может ли уход за полостью рта положительно повлиять на здоровье мозга или же дело только в генетике. Исследователи подчеркивают, что это предварительные данные и нужны дополнительные клинические испытания.

Источник: American Heart Association. News Room. Poor Oral Health May Contribute to Declines in Brain Health. February 2, 2023.

4

И снова D

Прием витамина D помогает снизить риск развития диабета 2-го типа у лиц с предиабетом, уверены американские исследователи. Источником выводов послужил анализ трех клинических испытаний, в которых использовались рандомизация и плацебо-контроль, а витамин D применялся в различных дозировках. Авторы работы обнаружили: у людей с предиабетом, которые получали витамин D, риск прогрессирования до диабета в течение трех лет снижался на 3,3%. Кроме того, у участников, принимавших витамин D, с большей вероятностью восстанавливался нормальный уровень глюкозы.

Источник: Vitamin D and Risk for Type 2 Diabetes in People With Prediabetes. A Systematic Review and Meta-analysis of Individual Participant Data From 3 Randomized Clinical Trials. Annals of Internal Medicine. February 7, 2023.

5

Двойной генетический агент

Исследователи из Манчестерского университета открыли генетическую характеристику, которая снижает риск развития псориаза. «Удачный» вариант гена способствует ингибированию фермента PCSK9 и, как следствие, понижению уровня холестерина в крови.
По данным биобанка Великобритании, при генетически обусловленном ингибировании PCSK9 вероятность развития псориаза уменьшалась на 31%. Схожие результаты получены при анализе финской базы данных FinnGen: риск снижался на 29%. Изменения в других генах, связанных с метаболизмом липидов, на риск появления псориаза не влияли.
На сегодня известны препараты из группы ингибиторов PCSK9, которые относятся к липидснижающим средствам. Теперь же исследователи не исключают потенциал этих лекарств для предотвращения развития псориаза у пациентов с повышенным риском.

Источник: Association of Lipid-Lowering Drugs With Risk of Psoriasis. A Mendelian Randomization Study. JAMA Dermatology. January 25, 2023.

6

Эстрогеновая защита

Воздействие эстрогена на организм женщины в течение жизни и длительная продолжительность репродуктивного периода связаны со сниженным риском инсульта. К таким выводам пришли ученые из медицинской школы Чжэцзянского университета в Китае. Исследователи проанализировали данные более 120 тыс. женщин и обнаружили закономерность: риск инсульта среди участниц с продолжительным детородным периодом (36 лет и более) оказался на 5% ниже по сравнению с женщинами с более коротким репродуктивным периодом (31 год и менее). Сходные тенденции обнаружились при изучении и других факторов, которые влияют на уровень эстрогена, в том числе количества родов, использования пероральных контрацептивов и продолжительности грудного вскармливания. По мнению авторов исследования, данные показатели можно использовать для оценки вероятности развития различных видов инсульта после наступления менопаузы.

Источник: Lifetime Cumulative Effect of Reproductive Factors on Stroke and Its Subtypes in Postmenopausal Chinese: A Prospective Cohort Study. Neurology. February 1, 2023.

Воспроизведение материалов допускается только при соблюдении ограничений, установленных Правообладателем, при указании автора используемых материалов и ссылки на портал Pharmvestnik.ru как на источник заимствования с обязательной гиперссылкой на сайт pharmvestnik.ru