Готов ли российский фармрынок встретить свиной грипп?

28.04.2009
00:00
Вопрос, вынесенный в заголовок, отчасти является провокационным. С точки зрения лекарственных препаратов, которые смогут решить проблему свиного гриппа, полагаем, что нет. Мировой науке потребуется около полугода для создания и масштабирования такой таргетированной вакцины. С точки зрения доступности профилактических средств российский рынок вполне готов к повышенному спросу на «тематические» препараты. Сегодня на российском рынке присутствует более 300 наименований таких препаратов — от мультисимптомных и иммуномодулирующих до противовирусных. Они позволяют либо ликвидировать симптомы заболевания, либо не заболеть. Все эти препараты хорошо знакомы россиянину и в подавляющем большинстве продаются в аптеках без рецепта врача. Однако ажиотажного спроса на эту продукцию в аптеках пока нет, как нет и существенного изменения структуры спроса. Рынок препаратов для лечения и профилактики гриппа стабилен, но обещает определенные положительные перспективы для его участников.

Безусловно, фармрынок реагирует на различного рода внешние причины, в том числе на вспышки заболеваний или повышенный спрос на их профилактику, однако такие изменения не оказывают существенного влияния на рынок. Так, доля продаж вакцин против гриппа в России оценивается в 0,1% общего объема фармрынка. В среднем ежегодно вакцинацию проходит до 25% населения страны. Таким образом, даже трехкратное увеличение спроса на вакцины существенно не изменит валового объема фармрынка России. Однако компаниям, которые работают в нише противогриппозных вакцин, это, безусловно, на руку. Акции фармкомпаний, работающих с вирусологической продукцией (например, Roche и GlaxoSmithKline) резко пошли в рост. Аналитики фондового рынка ожидают дальнейшего роста акций этих компаний. По предварительным данным, противогриппозные средства «Тамифлю» (Roche) и «Реленза» (GSK) доказали свою эффективность против образцов вируса нового заболевания. Препараты использовались для защиты от вспышек «птичьего гриппа» в Азии и принесли компаниям сверхприбыли.

На российском фармрынке такие препараты также присутствуют. В таблице 1 представлен рейтинг торговых марок — вакцин для профилактики и лечения гриппа.

Таблица 1. Импорт противогриппозных вакцин в Россию, 2008 г.

Отечественный фармпром также представлен на рынке противогриппозных вакцин, но пока только в проектах, направленных на профилактику гриппа. Так, по данным официальной статистики, лидером российского сегмента вакцин для профилактики гриппа является государственная корпорация «Микроген» с иммунобиологическим комплексом Гриппол. Еще одна локальная компания, «Петровакс», предлагает рынку усовершенствованные аналоги «Гриппола» — «Гриппол плюс» и «Гриппол нео». Ближе к сезону ОРВИ эти вакцины также будут доступны в аптеках страны. Общий объем производства локальных вакцин оценивается в 25 млн USD в ценах производителя. Локальных вакцин для лечения гриппа в массовом масштабе на рынке не наблюдается.

Российский рынок иммуномодуляторов и мультисимптомных препаратов, также применяемых для профилактики и лечения ОРВИ, по нашему мнению, ожидает рост. Данный прогноз несколько изменился в связи с актуализировавшейся ситуацией с эпидемией. Еще месяц назад данные препараты были в группе существенной коррекции объемов рынка, т.е. ожидался спад продаж. Однако данные апреля 2009 г. свидетельствуют о том, что спрос в крупных городах первым отреагировал на ситуацию с эпидемией. Несмотря на окончание сезона ОРВИ, продажи иммуномодуляторов и мультисимптомных препаратов могут вырасти.

Давид Мелик-Гусейнов, к.ф.н.,

директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт»

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.