В регионах покупатели остались равнодушны к дистанционной торговле лекарствами

31.07.2020
11:40
Дистанционная торговля лекарственными препаратами, которую с нетерпением ждали неотраслевые игроки и с тревогой – отраслевые, пока не оправдала ни надежд первых, ни опасений вторых. Во многих крупных регионах страны количество разрешений на онлайн-продажи исчисляется единицами. Не особо жалуют интернет-покупки и сами потребители.

Региональные аптеки не спешат с получением разрешений на онлайн-торговлю лекарствами. Эта услуга, по мнению локальных игроков, мало востребована покупателями.

Два продавца на всю Свердловскую область

По данным свердловского Росздравнадзора, на 28 июля 2020 года в регионе было подано пять заявок на дистанционную торговлю лекарствами. Разрешение получили два юрлица – ООО «Альфа Живика» и ООО «Ригла Екатеринбург». При этом «Живика» намерена развивать дистанционную торговлю лекарственными препаратами и продвигать этот вид деятельности только в сентябре.

«Поначалу мы планировали доставлять лекарства только в Свердловской области, а сейчас решили подключить все четыре региона, где работает наша сеть, – рассказал гендиректор компании Александр Востротин. – Но пока Госдума не разрешит доставку рецептурных лекарств, это направление нельзя назвать привлекательным. Значительная доля лекарств сейчас отпускается по рецептам, и все они необходимы людям, которые по разным причинам не могут дойти до аптеки».

«Живика» воспринимает доставку препаратов как дополнительную услугу и развивает в основном бронирование в интернете, благодаря которому покупатель может забрать покупку в удобном месте.

Вместо самовывоза доставка

В «Губернские аптеки» (Красноярский край) поступает около 3 тыс. заказов на доставку препаратов в месяц. Средний чек составляет 3,4 тыс. руб. Сеть выполняет заказы стоимостью от 2 тыс. руб. с помощью транспортной компании. Доставка происходит три раза в день, максимальный интервал ожидания – четыре часа.

«Наша сеть получила разрешение 8 июня, – сообщила «ФВ» руководитель проекта «Интернет-аптека» АО «Губернские аптеки» Александра Мут. – Пока мы не наблюдаем роста интернет-заказов, хотя часть покупателей, которые ранее пользовались услугой самовывоза, теперь предпочитают доставку».

Число заказов возрастет с увеличением общего спроса на аптечные товары. По мнению Мут, это случится в третьей декаде августа.

У кого дешевле, тот и первый

То, как сегодня развивается онлайн-торговля лекарственными препаратами, напоминает историю с появлением аптечной справки в интернете, полагает владелец и генеральный директор аптечная сеть «Неофарм» Евгений Нифантьев. Об этом он рассказал в ходе виртуального фармацевтического марафона 30 июля.

«Все бились за то, чтобы занять первую строчку, а это означало предложение минимальной цены, – поясняет спикер. – В итоге, если где-то в начале 2000-х аптеки торговали с наценкой, условно говоря, в 10%, то сейчас – уже минус 10%. При этом многие ошибочно полагают, что обслуживание онлайн-заказа аптеке обходится дешевле, чем личный визит клиента в аптеку».

По его словам, не следует забывать о том, что в интернете все существенно усложняется с допродажами, заменами.

«Сейчас аптеки действительно работают чуть ли не с нулевой наценкой онлайн, чтобы занять верхние строчки, – продолжает Нифантьев. – Если доля интернет-заказов невелика, то это не страшно. Но если она будет расти и дойдет до 50%, то это может сильно ударить по, мягко говоря, и без того невысокой доходности аптек».

«Неофарм» пока доставкой лекарств не занимается из-за низкой маржинальности.

«Средний чек по безрецептурным препаратам, которыми разрешено торговать онлайн, составляет 700–800 рублей, доставка – порядка 200 рублей, — комментирует эксперт. — Думаю, при таком раскладе это может быть выгодно именно интернет-ритейлерам, имеющим широкий ассортимент, когда при покупке других товаров человек положит в корзину какие-то безрецептурные лекарства».

Генеральный директор сети «Ригла» Александр Филиппов рассчитывает, что доля интернет-продаж сети будет увеличиваться, но не из-за снижения цены, потому что «это путь в никуда». «Вы посмотрите на результаты работы Ozon, LaModa – вся отчетность есть, – предложил в ходе виртуального фарммарафона Филиппов. – Кто-то из них заработал на этом? Цены ниже, ниже, ниже, а дальше что?»

Напрасные мечты

То, что интернет-продажи никак не повлияют на размер рынка, убежден и коммерческий директор компании «Аптеки Вита» (Самара) Эмиль Хубалиев.

«Мне не очень понятна эйфория производителей, которой сопровождалась некая либерализация онлайн-торговли лекарственными средствами, – резюмирует Хубалиев. – Ощущение, что это вызовет сумасшедший рост рынка, на мой взгляд, глубоко ошибочно. Будет происходить перераспределение между онлайн и офлайн, которое будет сопровождаться падением доходности».

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.