Минздрав России: Оценки аудиторов СП не во всем совпадают с экспертными оценками
Так, Счетная палата отметила, что расходы населения на здравоохранение возрастают, что, как может показаться, делает медпомощь менее доступной и более коммерциализированной. Вместе с тем, в Минздраве отмечают, что расходы на финансирование Программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи из федерального бюджета с 2006 года по 2013 год увеличились в 2,9 раза, увеличение средств медстрахования в рамках базовой программы ОМС произошло в 4,6 раза. При этом при определенном росте расходов населения на медицинскую помощь (что характерно практически для всех стран мира с развитой медициной) соотношение расходов из госсредств и из средств населения на здравоохранение в 2013 году в сравнении с 2008 годом (в 2009-2012 такие оценки не проводились) не изменилось и составило 64,8% и 35,2% соответственно.
В Минздраве не согласны с выводом аудиторов о том, что проблемы с расчетом стоимости медуслуг привели к значительным ее различиям по регионам. В действительности прослеживаются достоверные противоположные тенденции. В 2008-2009 годах тарифы в системе ОМС между регионами в отдельных случаях отличались в 25 раз. В 2011 году этот разрыв сократился, однако стоимость стационарной медицинской помощи все еще отклонялась от расчетного норматива по 64 субъектам более чем на 50%. В 2013 году впервые было внедрено финансирование территориальных программ ОМС на основе единого для всей страны подушевого норматива (с учетом численности застрахованного населения и коэффициента дифференциации субъектов РФ), а также впервые была создана нормативная база, вводящая единые принципы тарифной политики и единые методы оплаты медицинской помощи. Впервые все территориальные программы ОМС стали бездефицитными, а также значительно сократились различия в стоимости медицинской помощи одного и того же вида. Дифференциация тарифов уже в 76 субъектах РФ составила менее 20 %.
Аудиторы Счетной палаты отмечают, что «в 2013 году оплата труда за 1 час работы медиков практически не выросла».
В то же время, по данным Росстата за 2013 г., в целом по Российской Федерации среднемесячная заработная плата врачей увеличилась по сравнению с 2012 г. на 24 % и составила 42 248 руб., (коэффициент совместительства в 2012 г. – 1,54; 2013 г. – 1,54); среднего медицинского персонала на 25 % и составила 24 102 руб. (коэффициент совместительства в 2012 г. –1,3; 2013 г. –1,35).
Некоторое снижение заработной платы врачей федеральных медицинских организаций в 1 квартале 2014 г., по сравнению с 1 кварталом 2013 г., произошло в связи с сокращением расходов федерального бюджета и переходом на одноканальную систему финансирования за счет средств ОМС, поясняют в Минздраве.
Во втором полугодии 2014 г. ожидается выравнивание ситуации за счет межбюджетных трансфертов Федерального фонда обязательного медицинского страхования, передаваемых федеральным органам исполнительной власти на компенсацию выпадающих объемов оказания специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, в объеме 24,8 млрд. рублей.
Разброс уровня заработной платы по регионам обусловлен тем, что с 2005 года регионы самостоятельно устанавливают системы оплаты труда, в том числе медицинских работников, исходя из объема средств консолидированных бюджетов.
В заключении СП было отмечено также, что Минздрав утвердил стандарты медицинской помощи для стационарных условий только для 17,2% заболеваний. Следует отметить, что по международной классификации болезней, общее число нозологических форм превышает 32 тысячи. Это не значит, что стандартизации подлежат все они.
Стандарты в интерпретации Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" являются финансовыми, а не лечебными документами, представляя собой перечень возможных медицинских услуг, лекарств, имплантируемых медицинских изделий и др. компонентов лечения, с учетом средней потребности в каждом из компонентов, рекомендуемой кратности их применения. Стандарты разрабатываются для тех заболеваний, при которых, с точки зрения финансового обеспечения, требуется наибольшая унификация подходов.
Вместе с тем, важно отметить, что в нашей стране отсутствовали единые подходы к лечению больных при том или ином заболевании. Впервые в конце 2012 года Министерство здравоохранения совместно с профессиональным медицинским сообществом разработало типовой макет клинических протоколов – документов для врачей, в соответствии с которыми осуществляется оказание медицинской помощи. К настоящему моменту утверждено более 600 протоколов. Их число будет пополнено до конца 2015 года не менее, чем до 1300. Созданные протоколы будут регулярно обновляться, с учетом появления новых эффективных методов диагоностики, лечения, профилактики и реабилитации.
Счетной палатой обращается внимание на сокращение числа коек и учреждений здравоохранения в стране. Действительно, коечный фонд круглосуточных стационаров в 2013 году уменьшился на 2,3 %. В Минздраве отмечают, что сокращение коек происходит лишь там, где это не ведет к снижению качества и доступности медицинской помощи.
«Эти и другие реализуемые Министерством меры позволили достичь, по итогам 2013 года, исторического максимума по продолжительности жизни россиян (женщин - более 76 лет, мужчин - более 65), исторического минимума по материнской и младенческой смертности, что позволило России войти в короткий перечень стран, выполнивших 4-ю и 5-ю Цели развития тысячелетия ООН, а также в целом снизить смертность от болезней системы кровообращения – на 11,7 %, от травм и отравлений – на 7,4 %, туберкулеза – на – 9,7%», - подчеркивается в сообщении.
Нет комментариев
Комментариев: 0