Фармритейлеры выдерживают паузу. Рейтинг российских аптечных сетей по итогам 2008 года
Ритейлеры одни из первых на фармацевтическом рынке ощутили последствия мирового финансового кризиса, они же первыми столкнулись с его экономическими последствиями — изменением потребительских предпочтений. В целом минувший год для фармацевтической розницы был не слишком продуктивным, хотя говорить о явных неудачах оснований также нет. Многие игроки рынка были вынуждены взять определенный тайм-аут; активный рост, свидетелями которого мы были один-два года назад, фактически сошел на нет. Теперь компаниям пришлось всерьез озаботиться сохранением и поддержанием рентабельности существующих активов. Для многих владельцев аптечных сетей потеря бизнеса становится вполне реальной перспективой.
Кризис — это всегда время перемен, и хотя его последствия для многих часто оказываются губительными, при всем при том происходит оздоровление экономики, хронические болезни подвергаются радикальному лечению. Пауза, которую сейчас выдерживает фармритейл (вспоминается «Театр» Сомерсета Моэма: «Чем больше актер, тем больше пауза»), вероятно, окажется одной из самых серьезных проверок на прочность. Вполне может получиться, что сегодняшние лидеры освободят пьедестал для пока не слишком крупных компаний; не исключено также, что на рынке появятся абсолютно новые игроки, в т.ч. иностранные компании, активных действий от которых участники рынка ждали еще несколько лет назад.
Еще с большей уверенностью можно утверждать, что очень многие компании сменят владельцев. Этот процесс уже стартовал в других секторах российского рынка; в этом отношении показателен, в частности, сегмент сотового ритейла, в котором почти все крупные сети за минувший год либо сменили владельцев, либо находятся на стадии переговоров по этому поводу. Здесь же есть и первые банкротства; впрочем, в фармритейле подобных прецедентов пока не наблюдалось.
Нет комментариев
Комментариев: 0