Томские аптеки объединились в стремлении к стандарту качества
По инициативе томского Центра фармацевтической информации (ЦФИ) впервые муниципальные и частные аптеки объединились с целью формирования системы менеджмента качества и сертификации по стандартам ИСО 9001:2000. В этом году областным Управлением фармации была принята программа введения этой системы в аптеках Томской области. Оказывается, самостоятельно разработать и внедрить систему менеджмента качества, подготовить ее к сертификации, по статистическим данным, способно не более 10% организаций.
Впервые в этом году в рамках программ обучения провизоров, подготовленных ЦФИ, появилась школа качества, организованная для аптечных предприятий с целью внедрения системы менеджмента качества и подготовки к сертификации по стандартам ИСО 9001:2000. По словам генерального директора автономного некоммерческого объединения “Международный менеджмент. Качество. Сертификация” (ММКС) Алины Петиченко, инициаторами продвижения проекта широкомасштабного внедрения системы менеджмента качества в аптечных сетях Томска и Томской области, их сертификации...
Точечный угар: Российские фармритейлеры наращивают темпы экспансии
По итогам 1-го полугодия 2007 г. ТОP10 аптечных сетей России, согласно данным DSM Group, занимают около 22% рынка фармрозницы. В 2006 г. доля первой десятки составляла около 19%. Вместе с тем стремительное развитие аптечных сетей, в т.ч. за счет агрессивной региональной экспансии, пока к окончательной консолидации рынка и его перераспределению среди крупнейших игроков не привело. К тому же само это развитие пока идет довольно неоднородно: из 85 субъектов Федерации лишь 19 аптечных сетей-лидеров имеют свыше 100 аптек, но при этом только в трех регионах в число лидеров до сих пор входят аптечные сети, насчитывающие до десяти точек.
Шаги командоров
Процесс становления аптечных сетей в России шел довольно быстрыми темпами. По данным DSM, если еще в 2003 г. ТОP10 аптечных сетей занимали всего 6% рынка, то в 2004 г. — уже 10, в 2005 г. — 14, а в 2006 г. — 19. Хороший прирост обещает дать сегменту аптечных сетей и 2007 г. Только по итогам 1-го полугодия доля ТОP10 сетей выросла до 22% в общем розничном товарообороте.
Для большинства аптечных сетей—участников ТОP10 наиболее важным остается количественный рост. Основную задачу на данном этапе большая часть ритейлеров видит в наращивании числа точек и освоении новых региональных пространств. Такую тенденцию задает сегодняшний лидер сектора — аптечная сеть “36,6” с 1090 точками по итогам 9 месяцев 2007 г. К концу года она рассчитывает управлять сетью из 1450 точек.
Эксперты отмечают, что стратегия “36,6” и ее последователей в целом мало отличается от стратегии продуктовых сетей, начавших региональную экспансию несколькими годами раньше. Управляющий партнер компании Falcon Advisers Игорь Кованов уверен, что фармритейл развивается по сценарию продуктовой розницы. “Продуктовая розница является ориентиром для всех других сегментов рынка. Посмотрите, что было там, и вы поймете, что будет происходить в других отраслях. В продуктовой рознице компании либо готовы продаваться, либо уже выставлены на продажу”, — замечает г-н Кованов. По словам аналитика инвестиционной компании “Ак барс Финанс” Олега Судакова, крупные аптечные сети идут в средние и крупные города, где активно завоевывают рынок. “Маленькие города и сельские местности им неинтересны. Как и в продуктовом ритейле, аптечные сети независимо от того, откуда они пришли, сначала развиваются и закрепляются там, где проще, где есть пространство для роста. Поэтому экспансия в регионы развивается по следующему сценарию: Центральная Россия, Северо-...
Нет комментариев
Комментариев: 0