Сезонный товар в аптеке: бороться или использовать?

28.09.2010
Помесячный анализ структуры продаж — это первый шаг к формированию оптимального ассортимента. В качестве следующего этапа необходимо провести аналогичный внутринедельный и внутридневной анализ. Это позволит сделать ассортимент эффективным и оптимизировать выкладку товара, систему скидок, рекламную активность и загруженность сотрудников.

Взлеты и падения

В принципе, снижение объема продаж в аптеке, не меняющей свою ценовую и ассортиментную политику в течение года, может достигать 50% в «не сезон», и это вроде бы естественный процесс. Хорошо это или плохо? С точки зрения работника-исполнителя — даже хорошо. Летом можно отдохнуть, люди могут уйти в отпуска и вернуться в более «горячий» осенний период с новыми силами.

А вот с точки зрения руководителя или инвестора-собственника — крайне плохо. Учитывая, что постоянные расходы аптеки никуда не уходят, такое летнее оцепенение сильно бьет по итоговым показателям рентабельности аптек и снижает их конкурентоспособность и рыночные перспективы.

Однако далеко не все аптеки считают нужным плыть по течению, и по статистике показатели товарооборота по стране в аптечном бизнесе за наиболее активные I и IV кварталы превышают показатели II и III кварталов в среднем всего на 5—6%.

Хотя, конечно, у каждой аптеки эти показатели будут свои. Так за счет чего формируются такие различия — от ярко выраженного сезонного спада на 50% до незначительных колебаний в 5—6%?

Три фактора

Основных факторов здесь три — качество управления товарным ассортиментом, ценовой политикой и рекламная активность.

В первую очередь — это, конечно, ассортимент, который не должен быть вырублен в камне, а должен жить, т.е. быть гибким и мобильным. Причем, и это крайне важно, анализ ассортимента необходимо делать индивидуально под каждую аптеку.

Приведем пример. Как правило, принято считать, что препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы не зависят от сезонного фактора, поскольку потребление таких препаратов практически постоянно у лиц, страдающих хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Однако по отдельным, преимущественно недорогим, препаратам этой группы видна четкая сезонность. Связана она с дачным периодом. Пенсионеры, будучи наиболее активными потребителями препаратов этой группы, на лето уезжают на дачу и заранее перед летним сезоном пополняют свою аптечку впрок, а в дальнейшем практически не покупают лекарств, т.к. ближайшая аптека обычно бывает в нес...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.